Власть не знает, что делать с регионами, поэтому заговорила об их укрупнении

До недавнего времени Россия была поделена на такое количество мелких частей (субъектов Федерации), какого никогда не было раньше – 89. В нулевые пришло понимание, что их слишком много, и некоторые субъекты объединили, сократив это число до 83. Но и этого много, считает спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, вчера предложившая «обществу» опять обсудить данный вопрос. Смысл объединения некоторых регионов она видит в том, чтобы в итоге те превратились в «самостоятельные, состоятельные, имеющие потенциал экономического роста субъекты РФ».
Полугодом ранее Владимир Путин также заявлял, что вопрос укрупнения регионов не снят с повестки дня, хотя источник в администрации президента сообщил «Коммерсанту», что эта тема не звучала там в последнее время.
Говоря об укрупнении, Валентина Матвиенко напомнила, что Владимиру Путину «удалось остановить сепаратизм регионов и выстроить новую систему федеративных отношений». «Идет работа по децентрализации власти, регионам передается больше полномочий. Считаю, что мы должны вернуться к укрупнению регионов», – резюмировала она.
В то же время Матвиенко не стала приоткрывать завесу над грядущими сюрпризами и отказалась перечислить, какие регионы власть хотела бы укрупнить, акцентировав внимание на экономическом смысле процесса: «Объединять субъекты РФ надо таким образом, чтобы в итоге получились более состоятельные, самостоятельные, имеющие потенциал экономического развития регионы». И напомнила: «В 90-е годы дробили регионы – получили карликовые субъекты, которые сидят на 80-90% на дотациях».
Из сказанного можно сделать два вывода. Во-первых, власти надоело дотировать неспособные себя прокормить регионы, и она хотела бы переложить это «почетное» бремя на их более успешных соседей. Во-вторых, объединение должно повысить управляемость страной.
У укрупнения ранее находилось много противников, ссылавшихся на то, что прежде надо спрашивать население субъектов, хочет ли оно этого или нет. На это Матвиенко ответила: «Говорят, что объединять регионы можно только по воле жителей. Да, надо спрашивать мнение населения. Но когда дробили регионы, население не спрашивали».
Противится укрупнению не население, а чиновники, которые «хорошо себя чувствуют на своих местах, получая неплохие зарплаты», считает Матвиенко. Естественно, укрупнение приведет к тому, что часть из них потеряют свои места. Поэтому вопрос объединения регионов «должен обсуждаться обществом, замолчать его невозможно».
Власти подходят к вопросу объединения очень осторожно, как будто пробуют тонкий лед. В декабре 2012 года Владимир Путин заявлял, что «с экономической точки зрения имеет смысл говорить об укрупнении», но этот процесс не должен «затрагивать национальный вопрос»: «Нам меньше всего нужно напряжение в этой сфере».
А между тем некоторые политики считают, что именно существование национальных республик представляет собой главную проблему. Впрочем, Матвиенко может иметь в виду нечто совершенно иное. Еще будучи губернатором Санкт-Петербурга, она не раз заявляла, что нужно объединить город и Ленинградскую область.
Пока укрупнение регионов принесло следующие плоды. В 2005 году произошло объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого АО в Пермский край. В 2007 году с Красноярским краем объединились Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский АО, а в Камчатский край – Камчатская область и Корякский АО. В 2008 году в Иркутскую область вошел Усть-Ордынский Бурятский АО, а Забайкальский край был создан из Читинской области и Агинского Бурятского АО.
Либералы, как водится, выступают против укрупнения субъектов. Институт современного развития (ИНСОР) в 2010 году подготовил доклад «Объединение регионов: за и против», в котором утверждал, что укрупнение регионов дорого, бессмысленно и чревато «всеми видами конфликтов – от экологических (?) до этнических». Проанализировав результаты объединений регионов, авторы пришли к выводу: «Суммарно они имеют нулевой эффект». Это не повысило управляемость территорий и не решило социально-экономические проблемы. Власти к ним не прислушались.
Так кто же стоит следующим в очереди на объединение? Решится ли власть слить опять Чечню и Ингушетию в единый субъект? Об этом речи не идет. Эксперты полагают, что надо ожидать слияния Тюменской области с автономными округами – Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким, а также Архангельской области с Ненецким АО. У них подписаны договоры о разграничении полномочий. Неоднократно поднимался и вопрос о возвращении слабых субъектов в регионы, где они пребывали раньше, в частности, об объединении Новгородской области с Псковской.
Неплохо было бы вернуть автономные округа и области (Еврейскую автономную область, Чукотский АО) в те регионы, где они находились раньше, считает глава Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков.
Но вот на Чукотке этой весной местное телевидение провело интерактивный опрос о возможном объединении с Магаданской областью и выявило, что телезрителей такая идея не вдохновляет: «за» выступили 22%, «против» – 71%, еще 7% ответили, что им все равно.
Секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов напомнил газете, что в ряде регионов этот вопрос был решен с помощью референдумов. Также он сообщил, что в партии пока не обсуждается укрупнение регионов. И член Комитета ГД по федеративному устройству Анатолий Локоть (КПРФ) сказал, что впервые слышит об идее укрупнения регионов: «В Думе это не обсуждалось». Он выразил сомнение, что население, к примеру, Иркутской области и Хакасии (образована в 1992 году, численность хакасов – 63 600 человек или 12,1% населения) обрадуется объединению: «Там разные исторические особенности». Он не думает, что объединение поможет улучшить экономическую ситуацию: «Надо сначала подумать, как спасти экономику в регионе, а не перенарезать карту».
Профессор МГУ Ростислав Туровский нашел у идеи слияния другую подоплеку. Жители уже объединенных регионов, считает он, очень недовольны, не получив обещанных благ. «Не вижу, кроме г-жи Матвиенко, ни одного политика федерального уровня, который поднимал бы этот вопрос. Думаю, причина ее настойчивости – в стремлении объединить Петербург и Ленинградскую область, что ей не удалось сделать, когда область возглавлял Валерий Сердюков».
Ранее президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев замечал по этому поводу: «Какое-то разумное сокращение регионов в России быть должно. Многие они, особенно национальные республики, превратились в удельные княжества, где правят кланы местных элит. Конечно, это повысит и управляемость страной. Но в каждом конкретном случае надо дать людям право самим решать, надо их «укрупнять» или нет».
Первым об укрупнении регионов заговорил лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Он предлагал вернуться к административному делению времен Екатерины II (18 губерний), ликвидировать республики, назначать губернаторов, исключив из процесса местных парламентариев. Вкратце его идеи таковы. Во-первых, разделить РФ на 15 губерний: Ленинградскую, Вятскую, Ярославскую, Московскую, Орловскую, Воронежскую, Самарскую, Ростовскую, Ставропольскую, Челябинскую, Уральскую, Сибирскую, Красноярскую, Иркутскую, Дальневосточную. Во-вторых, ликвидировать национальные республики, поскольку, по мнению Жириновского, это устранит предпосылки для развития этнического сепаратизма.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Укрупнение для людей вреда не принесет. Разве в смене паспортов с пропиской. Областной центр будет дальше.... Вот и все . А вот экономический эффект явно перевешивает в пользу укрупнения. Губернатор будет иметь ресурс земельный, территориальный, природный,людской, энергетический и т. Д. И возможность использования в совокупности этого ресурса. Далее, 15,18 губернаторов легче назначить из людей способных, а не местной элитки, ведь правят кланы, компашки, дружбаны... Иной раз посмотришь на команду губернатора и плакать хочется. Сначала наберут себе в замы верных дружков, а потом начинают с них требовать как с умных.. И вот тут кризис власти...в Германии Землм, а Америке штаты, в Царской России губернии-опыт гораздо эффективнее сегодняшнего. Сейчас чиновников в разы больше, чем специалистов машиностроения, пищевой, легкой промышленности, сельского хоз. Пора работать не яйцами и задницей, а головой и руками Матвиенко абсолютно права. Да и не только свое мнение она выражает... Эта реформа страшна только губерам и их бездарным командам, которые сейчас рулят по своим местным правилам, а до России дело есть только патриотам, таким как сегодняшние ставленники на губернии, не из либералов. Слава Богу такие есть. Национальность никакого влияния на границы округа и культурное наследие не влияет. Влияет культурная и нац.политика страны в целом. Мы веками живем в многонациональном государстве и всегда подчинялся народ царю- батюшке и губернатору... А культуру сохраним. Это свято!
Тратить время на анализ доводов тех, кто считает Дальний Восток обузой и предлагает подарить его китайцам, – дело неблагодарное и контрпродуктивное, благо как минимум не меньше идей витает вокруг непростой, но почтенной миссии освоения дальних территорий. Да, имеет место известный даже школьнику «парадокс»: концентрация населения на территории России мало сказать что неравномерна – на территории ДВФО уже сейчас есть немало мест, где давно не ступала нога человека. Сегодня на гигантской территории, равной трети всей Российской Федерации, проживают лишь 6 млн человек. Это, впрочем, данность, с которой в нынешних условиях приходится разве что считаться, но следует ли из этого, что эти несколько миллионов граждан России уже можно не брать в расчет и забросить их так же, как, по сути, и оказался уже заброшен Дальний Восток.
На прошедшем во Владивостоке заседании Госкомиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока премьер Дмитрий Медведев решительно заявил: нет, мол, такого допустить нельзя, и вообще указанные территории надо социально и экономически развивать: «В полной мере реализовать потенциал Дальнего Востока и Восточной Сибири, максимально интегрировать эти территории в национальное экономическое пространство, создать благоприятные условия для жизни и работы людей». Но дело не в том, что премьер-министр и не может высказаться как-либо иначе, а в том, что сегодняшняя реальность предательски расходится со словами. Слова обращены в будущее, которое жи
очень. Эта готовится и никто из вас тут не понимает новый раздел России. Создаются самодостаточные регионы и местные царьки и феодальчики станут полными хозявами территорий. Ведь опыт Беловежской пущи в кремле и в Вашингтоне не забыт. Надо наоборот административно дробить территории и Россия забудет про сепаратизм.
А вот когда уйдут питерские, можно и укрупнять малонаселённые территории. Эта мадам знает своё дело питерское, она самая богатая женщина и не наша.
Не существуют.
Нет писхологической основы.
На Урале в каждой области свои нравы и каждый считает себя не хуже соседей.
Области достаточно крупные (территориально),...
Насчет Поволжья - не знаю. Но тоже сомневаюсь - всяко Астраханская область с Самарской ментально не может иметь ничего общего. Да климат совершенно различный. И структура промышленности.
Путин, с упорством упертого либерала по прежнему талдычит: "Пересмотра итогов приватизации не будет"
Так это при нем.