Платные парковки: «за» и «против»
© KM.RU, Александра Воздвиженская
Платные парковки уже стали реальностью не только в Москве, но и в некоторых других крупных городах России. Но эффект от их введения более-менее очевиден только в столице. Почему?
В мире
Платные парковки уже давно используются во многих мегаполисах мира. Они «убивают двух зайцев». Во-первых, многочисленным офисным (и не только) работникам становится накладно оставлять свои автомобили на притротуарных парковках на целый рабочий день. Соответственно – они не создают утренний и вечерний трафик на так называемых вылетных магистралях, соединяющих жилые окрестности с «рабочим» центром. Чем освобождают эти магистрали от глухих пробок, мешающих тем, кому действительно жизненно важно перемещение именно на автомобиле. Ну а, во-вторых, пополняется казна города.
Но во всём мире платные парковки – это только одно звено в длинной цепи процесса борьбы с пробками. Прежде всего, должен быть развит общественный транспорт, особенно – метро или другие его аналоги, не использующие дороги общего пользования. В этом плане очень показателен, к примеру, Мюнхен.
Этот немецкий город при населении в полтора миллиона человек имеет метро (и сеть «подземных» электричек S-Bahn), которое по количеству линий и станций всего в 2 раза уступает Москве (где населения почти в 10 раз больше). Автомобильных пробок в Мюнхене практически нет. Но есть узкие улочки старого города и платные парковки. Житель Мюнхена, который живёт на окраине и работает в центре, совершенно спокойно пользуется общественным транспортом, который быстро доставит жизнерадостного бюргера в любую точку города и даже многочисленных пригородов. И ему совершенно не обязателен автомобиль. Дополняют картину многочисленные велосипедные дорожки и велопарковки, которые, благодаря климату Южной Германии, используются многочисленными велосипедистами круглогодично.
Похожая ситуация в Нью-Йорке, городе с запредельной ценой за платные парковки. Более того – все въезды в Нью-Йорк платные! Но с особенностями. Например, пересечь George Washington Bridge, который соединяет Нью-Джерси и остров Манхэттен, можно и бесплатно, но только в определённое время, и если у тебя в машине сидит ещё двое или более пассажиров. Зато, опять же, очень развит и общественный транспорт, и пригородное сообщение. Многие жители Нью-Йорка вообще не имеют автомобиль из-за совершенно очевидной невыгодности такого владения.
При этом многие платные парковки в воскресенье – бесплатные. А в небольших городах США они бесплатные и в будни, но в нерабочее время – рано утром, вечером и ночью. Встречаются и вовсе «непонятные» вещи – в Вашингтоне можно найти бесплатное парковочное место в радиусе 500-700 метров от Капитолия! Но при внимательном изучении вопроса всё становится ясно – в этом районе практически нет офисов и здесь очень небольшой трафик. Поэтому и надобность в его ограничении путём платных парковок отсутствует. Ну и общественный транспорт, опять же. Метро в Вашингтоне не очень разветвлённое, но размером с наше питерское. Только в Питере народу в 10 раз больше.
Принципиально иная ситуация, к примеру, в Лос-Анджелесе или Атланте, где общественный транспорт развит очень плохо. Зато имеется огромное количество дорог, магистралей, развязок, эстакад и так далее. И всё это дорожное хозяйство более-менее справляется с гигантским трафиком. Но не всегда. Автор этой статьи попадал в глухие пробки в обоих этих городах.
Интересен также опыт Финляндии, где распространены так называемые «парковочные часы» (см. фото). С этой штуковиной во многих местах можно парковаться совершенно бесплатно, но недолго – обычно не более 2-х часов, которые как раз и выставляются на часах. Простоял больше, или смухлевал с часами – неминуемый и ощутимый штраф.
В Москве
Я, как житель центра Москвы и обладатель резидентного разрешения на бесплатную парковку, которое действует во всём моём районе, со всей ответственностью заявляю: платные парковки в Москве – это благо. Но даже если бы я не жил в центре и не имел такого волшебного разрешения, то моё бы мнение не изменилось. Потому что вот уже больше года по Москве, особенно по центру, ездить можно. И даже почти везде без глухих пробок.
Я даже позволял себе мотаться на машине из центра в ближайший строительный гипермаркет в начале шоссе Энтузиастов, когда во время ремонта в квартире нужно было срочно что-то докупить. И делал это в будние дни и в районе 7-8 часов вечера! Можно ли было себе представить такое в 2013 году?
С другой стороны, я стал больше ездить на метро, оставляя машину во дворе. Но иногда пользуюсь и автомобилем, особенно, если предполагаемая стоянка в центре будет недолгой. И я почти всегда уверен, что найду свободное парковочное место. А поминутная оплата короткой парковки через мобильное приложение практически никак не сказывается на семейном бюджете. По воскресеньям и праздничным дням парковки бесплатные. Но, по моему скромному и дилетантскому мнению, можно было разрешить бесплатно парковаться ещё и по субботам, а также во все дни в промежутке от 20:00 до 8:00.
Появились, правда, и негативные моменты. У одной моей знакомой с автомобиля скрутили номерной знак. Но не для последующего «выкупа», как это было «популярно» некоторое время назад. Девушка изготовила дубликат и продолжала спокойно ездить. Но через некоторое время ей начали приходить штрафные квитанции за неоплаченную парковку. На сопроводительных фото номер её, и машина такая же! Не знаю – как она выкручивалась, но тенденция нехорошая.
В Новосибирске
А вот в почти двухмиллионной самозваной «столице Сибири» платные парковки вводить явно преждевременно. Да, там есть метро. Но эти полторы линии практически не заходят в большие спальные районы на окраинах. А наземный общественный транспорт развит отвратительно. Как людям добираться до работы? Нужно или протягивать дальше метро, или строить многополосные вылетные магистрали с выделенными полосами для автобусов и троллейбусов. А денег на это, как обычно, нет. Зато есть на фактически не работающую «автоматизированную систему управления движением». Но это уже другая история, которой, наверное, займутся правоохранительные органы.
Примерно такая же ситуация во многих других российских «миллионниках», где уже начали следовать московским парковочным трендам. Наверное, более-менее оправданы будут платные парковки в Санкт-Петербурге. Но с куцым питерским метро и с узкими улочками центра, где сложно организовать те же полосы для общественного транспорта... Последствия, связанные с ухудшением транспортной доступности, пока не совсем понятны.
Ещё один способ разгрузки центров больших городов – это вынос офисов на периферию. Центр должен оставаться культурно-досуговым, а не рабочим. Но пока такие грандиозные инфраструктурные задачи нашим муниципальным властям, похоже, не по зубам.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Ну и последнее на сегодня от меня.
Я коренной москвич, всю жизнь тут живу и работаю. И налоги плачу.
А это значит, что московские улицы построены в том числе и на мои деньги.
И я не понимаю, почему я должен платить за то, что моя машина стоит на московской улице. Вот, если Вы построили парковку, новую, удобную, я согласен ей пользоваться и за это платить.
А за то, что кто-то поставил на улице паркомат - почему я должен платить? Ничего же для этой улицы не сделано, только паркомат поставлен.
И Елене, которая тут сердится, что ей ходить неудобно - ничуть удобнее не стало. А деньги - давай.
Что-то тут не так. Не так, как должно быть. А?
С Андреем Геннадьевичем согласен. Сколько раз уже писали про пешеходов. Но, тут беда, кажется, в том, что пешеход в наших условиях не является, по сути, участником дорожного движения. У него прав-то нет, отобрать нечего)). Да и не штрафует никто.
Вот если бы выдавать пешеходам права на пересечение проезжей части... Да после курсов. Только, думаю, скушают меня за такие предложения.
Елена, а Вы всегда переходите проезжую часть в положенном месте и на зеленый свет для пешеходов? Сколько я видел мамочек с детьми (не говоря уж об общем количестве пешеходов), которые пересекают улицы с очень плотным трафиком в неположенном месте и с мобильником около уха! Наглядный пример - начало Таганской улицы. И ведь никакой управы с этими овцами нет! Если бы их штрафовали за каждый такой переход как автовладельцев за неправильную парковку... А что касается общественного транспорта, то попробуйте проехать от Щелковской до Алтуфьевской. Расстояние всего 17 км на авто, но ехать на метро придется через центр, т.е. 1,5 часа. И это не единственный такой маршрут.
У меня машины нет, потому что я не могу позволить себе опаздывать на работу, а потом все объяснять пробками. Так что я только за платные парковки, причем и на небольших улицах внутри жилых районов. Достали - идешь зимой с ребенком в сад, так не дойдешь: всюду понатыканы машины, причем умные владельцы нередко ставят их, начисто перекрывая расчищенный от снега проход: а что - это только они люди, им надо аккуратно из машины выбраться, а мамы с колясками пускай на руках эти коляски через сугробы тащат. Фу, уроды.
И еще - была я в Лондоне, так там в центре города даже на узеньких двухполосных улочках транспорт движется свободно, и нигде не встречаются припаркованные сбоку машины. А в Москве четырех-, шести-, восьмиполосные дороги наполовину перекрыты, потому что так "паркуются"!
А В Мюнхене немцы мне говорили, что в городе никто из них себе машину держать не может позволить. Да, у многих есть дома за городом, машина (и не одна). Но машины оставляются на перехватывающих парковках, а сами хозяева отправляются далее на том самом S-Bahn-е. Потому что общественный транспорт важнее, чем личный. И в Москве автор напрасно пишет о том, что у нас не хватает дорог и общественного транспорта: хватает. Только этот транспорт ходит не по расписанию, а как получится - из-за все тех же автовладельцев. Не-е-е, я за дорогие парковки в Москве. Штрафовать. Эвакуировать. Поддерживаю!
Например, в городках на границе Франции и Германии стоимость часа парковки 20 центов. Не сразу и нашла эту мелочь в партмоне!