История «папамобиля»: от кареты до электромобиля

Фактически, рождение такого понятия, как «папамобиль», случилось больше столетия назад: в 1909 году папе римскому Пию X (возглавлявшему Римско-католическую церковь с 1903 по 1914 год) являвшийся еписком Нью-Йорка кардинал Фарлен сделал роскошный подарок — шикарный и невероятно модный по тогдашнему времени автомобиль Itala 20/30. От самобеглой коляски руководитель Святого престола не отказался, но приобретением не пользовался: во-первых, поначалу церковь крайне настороженно восприняла появление нового транспорта, нередко называя автомобили «дьявольским изобретением»; во-вторых, глава каталиков прослыл закоренелым аскетом и любил повторять: «Я родился бедным, жил бедным и хочу умереть бедным».
Кроме названных причин была еще одна, не менее важная: до 1929 года папе римскому не позволялось выходить за пределы своего карликового государства! А пользоваться машиной внутри Ватикана фактически негде... Поэтому следующий верховный понтифик Вселенской Церкви Бенедикт XV тоже игнорировал самобеглые коляски, предпочитая стремительно устаревающие кареты и паланкины. Зато следующий патриарх Запада Пий XI (годы правления — 1922-1939) покорился техническому прогрессу и не только прослыл большим любителем автомобилей, но и стал первым папой римским, который самостоятельно управлял машиной! В гараже понтифика находилось шестнадцать автомобилей различных итальянских марок: Bianchi, Fiat, Isotta Fraschini...


Именно тогда производители автомобилей поняли, что подарить машину Преемнику князя Апостолов — отличная реклама собственной продукции, а потому начали настоящую борьбу за право предоставить транспортное средство духовному лидеру католиков. Говорят, даже Генри Форд планировал создать эксклюзивный «папамобиль», но итальянские производители отстояли право предоставлять автомобили понтифику. Первой маркой, которая смогла потеснить итальянцев, оказался французский Citroen, вручивший Пию XI невероятно роскошный и фантастически красивый Citroen C6E Lictoria: темно-бордовую машину отделали позолотой, а посреди салона, украшенного вышивкой, установили папский трон, отделанный сиреневым бархатом.
Появление «Ситроена» было не случайным: в 1929-м понтификат и правительство Бенито Муссолини подписали Латеранское соглашение, по которому патриарху Запада впервые за последние десятилетия позволялось покидать Ватикан. В честь столь знакового события и создали папский «Ситроен», наездивший скромные 155 км и ныне являющийся экспонатом Museo delle Carrozze. Причем C6E Lictoria оказался первенцем зародившейся традиции: теперь каждый крупный автозавод желал облагодетельствовать Святой престол новой машиной, но серьезнее остальных выступил Mercedes, подаривший лимузин 460 Nurburg. Эту машину украшали лучшие обивщики и краснодеревщики: в интерьере применили атлас, парчу, вышивку, серебро и ценные породы дерева...


Немецкий лимузин Пию XI понравился, и он частенько катался на этой машине по дорожкам вокруг дворца. А вот следующий преемник папского престола Пий XII (1939-1958 годы) предпочитал другой Mercedes — довоенный кабриолет 320, который выпустили настолько мизерным тиражом, что сегодня невозможно найти даже фотографий этой машины. После войны гараж Ватикана пополнялся разным транспортом: появились американский лимузин Chrysler Crown Imperial, итальянский кабриолет Lancia Flaminia, немецкое ландоле Mercedes-Benz 300 d... В 1965-м новому Папе Римскому Папе Павлу VI подарили Mercedes-Benz S600 Pullman Landaulet, оснащенный 250-сильным 6,3-литровым мотором, который сегодня является экспонатом музея компании «Мерседес».
Кстати, S600 Pullman Landaulet заложил интересную традицию: на базе каждого нового поколения S-класса обязательно строится «папамобиль»! А вот японские автомобили традицией не стали: появление монарха города-государства Ватикан на внедорожнике Toyota Land Cruiser подверглось массовой критике, хотя Павлу VI машина понравилась — дизельная «Тойота» идеально подходила, чтобы на протяжении нескольких часов лавировать между паломниками на минимальной скорости, причем понтифика было хорошо видно пастве. Зато Land Cruiser доказал, что идеальный «папамобиль» — именно внедорожник! Поэтому Иоанн Павел II (1978-2005 годы) предпочитал пользоваться открытыми вездеходами, вроде итальянского Fiat Campagnola.


Последний особенно запомнился верующим: 13 мая 1981 года, когда Кароль Войтыла приветствовал католиков на белоснежном «Фиате», религиозному фанатику Али Мехмету Агдже удалось ранить понтифика, что послужило началом эпохи бронированных «папамобилей». Первенцем выступил Land Rover 109 со специальным пуленепробиваемым прозрачным колпаком, закрывающим заднюю половину кузова, позднее появился Range Rover, дооборудованный аналогичным образом... Впрочем, больше «англичан» преемник Святого Петра и примас Италии полюбил «немца» — бронированный внедорожник Mercedes-Benz G230 — на котором Иоанн Павел II за 23 года существования этой машины объездил практически весь мир.
Затем были Cadillac DeVille, переживший покушение на понтифика со стороны подростка Эрика Гомеса из Мексики, и Lancia Giubileo — 5,5-метровая машина, посвященная 2000-летию христианской религии. В последние годы жизни Иоанн Павел II передвигался на инвалидном кресле, а потому прежние «папамобили» оказались не слишком удобными: срочно понадобилась новая машина, куда папу римского можно было закатывать прямо на каталке. В 2002-м такой автомобиль на основе внедорожника ML430 создали инженеры компании Mercedes, которые, кроме ставшего традиционным стеклянного колпака, установили специальные аппарели (трапы для заезда на кресле), а также максимально занизили дорожный просвет.


А вот нынешний папа Бенедикт XVI (сейчас архиепископ и митрополит Римской провинции пользуется немецким 296-сильным кабриолетом Mercedes-Benz G-klasse) планирует заменить бензиновую машину электромобилем! По словам кардинала Джованни Лейоло, постройку экологичного «папамобиля» поручили немецкой компании Solar World, которая замнимается производством солнечных батарей. Притом немецкие специалисты успели пообещать, что машина будет невероятно безопасной и притом стремительно быстрой, чтобы разгон до 100 км/ч занимал порядка 3 секунд. Чем приглянулся проект электромобиля понтифику, остается загадкой, ведь известно, что Бенедикт XVI успел отказаться от предложенных BMW X5 и Volkswagen Touareg.
Вот только появится электрокар нескоро: директор по маркетингу Solar World Милан Ницшке считает, что создание столь уникального транспорта займет довольно много времени. Значит, номер SCV 1 нынешнему «Мерседесу» предстоит носить долго... О номерах упомянем особо, поскольку каждый автомобиль понтифика отличается собственным номерным знаком: на табличках нанесена аббревиатура SCV (Stato della Citta del Vaticano — государство и город Ватикан) и номер машины по порядку. Правда, на время публичных поездок на машину, где находится папа, всегда прикрепляется табличка SCV 1 — такова традиция. Впрочем, над такими мелочами, как подбор автомобиля или номерной таблички, папа римский, наверняка не задумывается. Это — суета сует...
Иван Щербаков
Комментарии читателей Оставить комментарий