Особое внимание автор уделяет теме исторической преемственности, недаром главный герой иногда ощущает связь с одним из...

В книге с юмором описан среднестатистический рабочий день жителя Швеции, который делает постоянные перекуры, но так и не удосуживается ответить на письмо бухглтерши
Чем ближе к Северу, тем больше абстракций. У финнов – сису, у датчан – хьюгге, у шведов – лагом. Людям со стороны все эти малопонятные скандинавские принципы могут показаться не более, чем топором для каши. Но в аутентичных условиях они работают, к тому же многое могут рассказать о менталитете их приверженцев, чем, главным образом, и интересны.
Швеция считается страной победившего социализма. Правило «от каждого по способностям, каждому по труду» давно реализовано здесь, причем не на спекулятивно-декларативном, а на очень глубинном уровне. Борис Гребенщиков недавно обмолвился в интервью, что если вы хотите тотальной справедливости, то вам нужно жить в Швеции. Собственно, мятежный Михаил Борзыкин из группы «Телевизор» уже два года, как там обосновался.
Итак, лагом – что это? Правило, согласно которому надо всего употреблять в меру. Не ущемлять себя ни с чем, но и не отщипывать лишней крошки. Считается, что «лагом» происходит от слова «лаг» (закон). Но шведам больше нравится легенда о том, что все началось с викингов, которые, пуская по кругу чашу с медовухой, заботились о том, чтобы хватило всем.
Какие же выгоды сулит шведам лагом? Не перетруждаться: вот основное достижение. В книге с юмором описан среднестатистический рабочий день жителя Швеции, который делает постоянные перекуры, но так и не удосуживается ответить на письмо бухглтерши. Надо полагать, та не особо напрягается, поскольку и ее рабочий день состоит из постоянных передышек.
Шведами правит фика – перерыв на чаепитие с вкусными печеньками. Ради этого пресловутого перекуса в приятной компании они готовы забить на всё и вся. Одержимость фика проявляется и в прогулках, и в занятиях физкультурой, и, разумеется, в работе.
Такой режим допустим в условиях развитой экономики, но в России, например, это было бы настоящей катастрофой. Недаром жители Швеции постоянно жалуются на то, что к врачу даже за деньги записаться нереально, ведь каждому доктору дороже фика, чем пациенты. Затронута это проблема и в книге, но не так серьезно и глубоко, как этого хотелось бы.
Принцип лагом (ничего лишнего) лежит и в основе украшения жилищ. Шведы просто сходят с ума по природным материалам, из-за чего некоторые эпизоды книги кажутся комическими. Например, это касается технологии плетения многоразовой основы венка из сухих веток (а цветы для него обновляются постоянно). Хочется поймать Элизабет Карлсон на противоречии, когда она призывает очищать жилища от хлама – и тут же советует тащить с улицы различную дрянь. Однако она тут же советует, что на каждую принесенную домой новую вещь надо выкидывать две старых.
Книга читается легко, но на практике советы из нее в других странах, кроме Швеции, применимы вряд ли. К тому же лагом может приносить и вред. Сама Карлсон признается, что в детстве она его ненавидела, поэтому рано уехала из страны. И действительно, фраза «то, что ты сделал – это не лагом» может стать средством колоссального психологического давления. Помните об этом, прежде чем вестись на иллюзии об уникальном «шведском счастье».
Комментарии читателей Оставить комментарий