]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → Фильмы → Возврата нет
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Возврата нет

Год:
1973
Продолжительность:
99 мин.

• Нонна Мордюкова. Кадр из фильма "Возврата нет"
СССР. 1973. 99 минут.

Автор сценария Алексей Салтыков по повести Анатолия Калинина

Оператор Борис Брожовский

Художник Вадим Кислых

Композитор Андрей Эшпай

Зрительский успех - 43,6 млн. при тираже 1324 копии.

Оценка - 5 (из 10)

Мелодрама

То ли аккурат к 25-летию выхода на экран фильма «Возврата нет», то ли по случаю премьеры новой ленты «Мама» с Нонной Мордюковой в главной роли, то ли слишком хитроумно реагируя на «сексуальный скандал» вокруг персоны генерального прокурора Юрия Скуратова, одним словом, на канале ОРТ показали популярную картину советского кино, которую в народе тогда сразу язвительно окрестили «Разврата нет». Только вот мое и прочих ранее кичившихся зрителей запоздалое знакомство с этим прежним образчиком «Любить по-советски» было в немалой степени омрачено тем, что сравнительно не старый цветной фильм почему-то демонстрировался в черно-белом варианте. То бишь без красок - как и в подпольной видеозаписи любовных похождений одного высокопоставленного господина. Это еще более усиливало непреодолимое стремление сравнивать разврат в понимании эпохи развитого социализма с «превышением служебных полномочий» в сегодняшней ситуации недоразвитого капитализма.

Первую половину действия ленты «Возврата нет» пребываешь в полном недоумении, даже в растерянности - неужели это невразумительное, обрывочно и абсолютно непрофессионально нарезанное кое-как грубыми кусками, логически бессвязное кино, в которое понапихано всего понемногу: от немецкой оккупации до жизни современных селян уже где-то в начале 70-х годов, так вот - столь беспомощное зрелище вообще могло оказаться увлекательным для десятков миллионов зрителей. В прокате 1974 года эта картина с несколько заниженным (по сравнению с другими) тиражом пропустила вперед только четыре отечественных произведения - «Калина красная», «Мачеха», «Невероятные приключения итальянцев в России» и «В бой идут одни «старики». Ну, а еще вклинился для разнообразия американский вестерн «Золото Маккенны». Ничего себе компания!

И лишь высидев с упорством почти час экранного времени, наконец-то начинаешь постигать крутой выверт режиссера Алексея Салтыкова, который не просто сотворил очередную народную мелодраму с обычными издержками по части художественного вкуса (что содержится даже в общепризнанном «Председателе»). Но дерзко и нахально - правда, нагородив для отвода глаз целый огород с бузиной вкупе с дядькой в Киеве - выдал советской публике то, чего она страстно жаждала. Это только в перестроечные годы нелепо и с редкостной издевкой обрушились на одну несчастную женщину, которая вовсе не оговорилась во время прямого телемоста с американцами, а точнее - не успела договорить, что секса у нас в стране не было, так сказать, в открытой форме, а вот имплицитно, закамуфлированно он будоражил еще сильнее. Недоступное и тайное, тем более запретное и постыдное притягивало куда яростнее, чем воспоследовавший в новые времена разгул «чернухи» и «порнухи» на экране, не говоря уже о нынешней какой-то «ленивой эротике» крупных бизнесменов и власть предержащих.

В чем истинная суть драматического конфликта между донской казачкой Антониной Кашириной и спасенным ею во время войны, полюбившимся на всю жизнь Никитиным, более молодым офицером Красной Армии, который потом стал вместо нее председателем местного колхоза, и, наконец, между новым поколением семьи - сыном-ветеринаром Григорием и его женой-учительницей Ириной? Легче всего сказать - «любовный четырехугольник», та пресловутая «квадратура круга», откуда нет никакого выхода. Можно еще углядеть в сдерживаемых до поры до времени, но все равно прорвавшихся интимных отношениях (знаменательно, что за кадром!) Никитина и Ирины, то есть свекра и невестки, косвенный намек на своеобразный семейный инцест, пусть и не кровный (кстати, припоминаю, что где-то на рубеже 60-70-х годов в провинциальных библиотеках чуть ли не вырывали друг у друга из рук роман «Хмель» Алексея Черкасова, где, кроме замалчиваемого старообрядчества, многих волновал и мотив влечения свекра к невестке).

Однако еще существеннее, хотя и подспуднее, тема своего рода предательства героя не только по отношению к жене, к уберегшей его женщине, представляющей будто плоть и кровь мира сего, являющейся солью земли нашей, так и хочется сказать, общей матерью-родиной (особенно в исполнении Нонны Мордюковой, заслуженно ставшей по опросу читателей массового журнала «Советский экран» лучшей актрисой года). Важнейшая сцена фильма (и отнюдь не по идеологически-партийным причинам) - заседание районного парткома, на котором неожиданно интеллигентный и деликатный секретарь (неслучайно, что его зовут так же, как актера Баталова - Алексей Владимирович!) не склонен ни делать резких оргвыводов, ни громогласно стыдить и поносить провинившегося Никитина. Должен сам разобраться и осознать - что он теряет, предпочитая вместо настоящей русской женщины ее молодую, внешне эффектную, но лишенную корней и традиций, беспечную, как летняя бабочка, соперницу, приехавшую из города.

Обычный выбор сексуального партнера оказывается, как ни крути, экзистенциально значимым, а не всего лишь морально и общественно волнующим. В отличие от последовавшей в 1975 году «Любви земной» Евгения Матвеева (успех в прокате был еще больше - 50,9 млн. зрителей) - и вплоть до его же сегодняшних торопливых агиток «Любить по-русски 1, 2, 3» - именно в той картине Алексея Салтыкова, как, между прочим, и в одновременно вышедшей городской версии «секса по-советски» - «Романс о влюбленных» Андрея Михалкова-Кончаловского, точнее угадан потайной комплекс отечественной публики. У нас все чувства и страсти, даже самые порочные, имеют не одну лишь земную природу, но и непременно некую символическую сущность. Любить - только как отчизну с птичьего полета, сладострастно желать - словно осуществить на деле смычку между городом и деревней. «Возврата нет» - почти приговор для России крестьянской, которой и хочется вырваться к чему-то городскому, современному, якобы западному, да ей колется, и мать-земля не велит, но и к былому уже не вернешься. Чем не диагноз психоаналитика и для нынешней ситуации в стране, которая живет вечно наперекосяк и любит не тех, с кем спит.

Газета «Экран и сцена».

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>



]]>
Выбор читателей
Борис Акунин © KM.RU, Филипп Киреев
Писателя Бориса Акунина заочно приговорили к 14 годам лишения свободы
Трамп дал России 50 дней на урегулирование украинского конфликта
Благовещенск первым полностью запретил электросамокаты
Митинг КПРФ © KM.RU
Национальная Россия и Ленин: необходимость синтеза
]]>




Агрегатор 24СМИ


]]>
Избранное
Дельфин, 7 марта, 1930 Moscow
«Вы можете определять правила на своей территории. Но вы пытаетесь вменить это правило всем. И вот это – расизм»
Гена Инженерский «Из глубин Марианской впадины» (интернет-релиз)
«Поднимутся все»: куда заведет протест у горы Куштау
Омские школьники собирают «Посылки радости» для военнослужащих
Helvegen «Избранные» (ЕР)
Кузьма и ВиртУОзы «Abanamath»
«Мельница» сыграла рождественский концерт, который не повторится нигде и никогда
Рецензия на фильм «Бывшая»: призрак из социальных сетей
ЙОРШ «Подъездам, крышам и дворам» (винил)
«Кажущаяся рутина поздравления: перевод с бюрократического. Нормальность – это достижение»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.