РАЙЗМАН Юлий Яковлевич

Портрет


Юлий РАЙЗМАН. Архив редакции журнала «Искусство Кино»

РАЙЗМАН Юлий Яковлевич (15 декабря 1903, Москва — 11 декабря 1994, Москва), российский кинорежиссер, народный артист СССР (1964), Герой Социалистического Труда (1973), лауреат Сталинских премий (1941, «Последняя ночь»; 1943, «Машенька»; 1946 (дважды), «Берлин» и «К вопросу о перемирии с Финляндией»; 1950, «Райнис»; 1952, «Кавалер Золотой Звезды»), Государственной премии СССР (1983, «Частная жизнь»), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1986, «Время желаний»).

Окончил факультет общественных наук Первого МГУ (1924), 1924 — ассистент режиссера на киностудии «Межрабпом-Русь» у режиссера Я. Протазанова, с 1926 — режиссер киностудий «Госвоенкино» и «Востоккино», с 1931 — режиссер киностудии «Мосфильм» (в 1948 году, после запрета комедии «Поезд идет на восток», переведен на Рижскую киностудию), работал в творческом содружестве со сценаристом Евгением Габриловичем. В 1944-1964 — педагог ВГИКа, руководитель режиссерско-актерской мастерской, профессор.

В 1935 Райзман снял фильм «Летчики» (1935) о «величии обыденных дел советских людей». Режиссеру в этой картине удалось соблюсти весь необходимый романтический антураж, но обаяние фильма заключено не в перипетиях борьбы между чувством и долгом и не только в тонкой и деликатной игре исполнителей, среди которых солировал впервые снявшийся в кино Б. В. Щукин, непривычно лиричный, душевный и по-человечески притягательный. Очарование «Летчиков» даже не столько в удивительной поэзии будней летной школы, запечатленной благодаря выверенным и изысканным медленным проездам камеры Л. В. Косматова. Фильм пронизан светом, но не фанфарным апофеозом 1930-х годов, а застенчивым мотивом безмятежного счастья от того, что все эти молодые люди просто живут и летают.

Затем Райзман сделал историко-революционную (хотя по-своему камерную) ленту «Последняя ночь» (1937, Сталинская премия 1941) и экранизировал первую часть романа М. А. Шолохова «Поднятая целина» (1940). Новым взлетом в творчестве Райзмана стала «Машенька» (1942, Сталинская премия 1943), запущенная в производство еще до войны. Особая прелесть «Машеньки» — в том, что будничная, ничем не примечательная довоенная жизнь скромной служащей на телеграфе и ее друга, шофера такси, видится как в дочиста вымытом стекле, буквально пронизана светом и поэзией бытия. Сама Машенька действительно проста, подчас наивна и доверчива, открыта в проявлении своих чувств к Алексею. Дарование сценариста Е. И. Габриловича и режиссера Райзмана слилось в этом фильме с редким талантом молодой актрисы В. Караваевой. Простота без простодушия, кротость, лишенная жертвенности, милая привлекательность женской натуры, не исключающая наличия живого и естественно проявляющегося ума, жизнерадостность будто светящегося лица и уникальное излучение доброты, даже не позволяющие заподозрить блаженного или, напротив, по-советски всегда оптимистичного расположения духа (как в тогдашних комедиях Г. В. Александрова и И. А. Пырьева). Название фильма «Машенька» — выражение трогательной сути досконально понятного и неминуемо загадочного женского русского характера. Она типично городской человек, а фильм снят в эстетике городского романса, тоже склонного к мелодраматизации жизни простых людей.

В годы войны Райзман создает еще одну ленту, в которой героическое неотделимо от будничного, а пафосное вовсе не противоречит человеческому — «Небо Москвы» (1944), своего рода продолжение «Летчиков». И в то же время выполняет два политических заказа — документальные картины «К вопросу о перемирии с Финляндией» (1944) и «Берлин» (1945), обе отмеченные очередными Сталинскими премиями в 1946. Порой даже трудно поверить в то, что именно Райзман — самый щедро одаренный сталинского времени художник (лауреат шести Сталинских премий), автор верноподданнических лент «Райнис» (1949) и «Кавалер Золотой Звезды» (1950).

В 1948 режиссер вынужден был работать на маломощной Рижской киностудии, не угодив Сталину лирической комедией «Поезд идет на Восток» (1947). Эту внешне непритязательную ленту ругали за мелкотемье, облегченное решение идеи возвращения советских людей к мирной жизни после войны и их вдохновенного строительства нового общества. И актерский дуэт Л. Драновской и Л. Галлиса, которые не соответствуют советским представлениям об идеальных героях, трактуют «дорожный роман» как историю любви вне времени и пространства. Кинематографическое и смысловое значение ленты Райзмана выражено и названии и в эффекте смены «движущихся картинок».

В начале 1950-х годов опала Райзмана продолжалась уже из-за еврейского происхождения, попав в общую компанию «безродных космополитов», он был отстранен от работы в кино на несколько лет. Лишь в 1955 Райзман, вернувшись к творчеству, снял семейно-бытовую драму «Урок жизни». Три года спустя, в 1958 году режиссер снял культовый фильм советского времени «Коммунист», сделанный честно и с искренней верой в жертвенный подвиг скромного кладовщика Василия Губанова. С этого времени Райзман занял место среди самых маститых советских режиссеров, он плодотворно работал в 1960-1980-х годах, сняв ряд удачных и вызывавших общественный интерес лент.

1925 МЕДВЕЖЬЯ СВАДЬБА ассистент режиссера
1925 ШАХМАТНАЯ ГОРЯЧКА актер
1926 ПРОЦЕСС О ТРЕХ МИЛЛИОНАХ ассистент режиссера
1927 КРУГ режиссер
1927 СОРОК ПЕРВЫЙ ассистент режиссера
1928 КАТОРГА режиссер
1930 ЗЕМЛЯ ЖАЖДЕТ режиссер
1935 ЛЕТЧИКИ режиссер
1936 ПОСЛЕДНЯЯ НОЧЬ автор сценария, режиссер
1939 ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА режиссер
1942 МАШЕНЬКА режиссер
1944 НЕБО МОСКВЫ режиссер
1947 ПОЕЗД ИДЕТ НА ВОСТОК режиссер
1949 РАЙНИС режиссер
1950 КАВАЛЕР ЗОЛОТОЙ ЗВЕЗДЫ режиссер
1955 УРОК ЖИЗНИ режиссер
1957 КОММУНИСТ режиссер
1961 А ЕСЛИ ЭТО ЛЮБОВЬ режиссер, автор сценария
1967 ТВОЙ СОВРЕМЕННИК автор сценария, режиссер
1972 ВИЗИТ ВЕЖЛИВОСТИ режиссер, автор сценария
1977 СТРАННАЯ ЖЕНЩИНА режиссер
1982 ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ режиссер, автор сценария
1984 ВРЕМЯ ЖЕЛАНИЙ режиссер


Следите за обновлениями на сайте Мегаэнциклопедии «Кирилла и Мефодия» (megabook.ru)

Комментарии читателей
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.