Жюри «Славянского базара» осталось глухо к самородкам
Открытие фестиваля «Славянский базар»
Юбилейный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске» еще толком и завершиться не успел, еще не отгремел великолепный open-air «Vitebsk Dance Night» с участием ведущих мировых ди-джеев, в том числе Пьера Саркози (сына бывшего президента Франции), а почти всех прочих артистов и журналистов уже отправили домой, восвояси. Жаль, руководство фестиваля ни с кем особо здесь не церемонится, не дает ощутить пьянящего послевкусия прекрасного праздника.
А то, что этот праздник оправдал самые строгие ожидания, несомненно. Всю неделю Витебск пел, гулял, играл, плясал, читал стихи. На площадях, скверах и улицах города проходил марафон-фест уличного искусства «На семи ветрах», в рамках которого выступали профессиональные и самодеятельные музыканты, актеры, певцы, художники, поэты, танцоры, чтецы, циркачи, зазывалы, ряженые. И это с утра до поздней ночи без перерыва! Собственно, именно это и создавало приподнято-радостную атмосферу фестиваля, самый дух его! Празднично одетые витебляне и гости славного города пребывали в состоянии перманентной ажитации, восторга и удивления: как же, такое чудо – чудо «Славянского базара» – бывает только раз в году!
Ну а в Летнем Амфитеатре – бесконечные концерты: и сборные, и сольные. Кристина Орбакайте пела в основном вживую и много двигалась на сцене; это диктовалось не только режиссерским замыслом ее шоу, но и страшным, почти осенним холодом и ливнем, которые как раз в тот вечер дьявольской напастью сковали весь город. Артистка вела себя мужественно, спокойно и вполне заслужила теплый прием зрителей. Хотя, безусловно, ей следовало бы отказаться от штампованных междупесенных фраз на тему: «Как я вас люблю, и наша любовь взаимна!» А вернее, Кристине необходимо следить за интонацией, с которой она произносит подобные дежурные приятности: она, эта интонация, должна быть теплой, по-настоящему сердечной, а не наигранной, индифферентной.
Максим Галкин и Алла Пугачева
Максим Галкин устроил большой бенефис, где много и остро шутил на политические темы – кое-что из этого он исполнил и в Концерте открытия фестиваля, который в наполовину усеченном варианте показал канал «Россия-1». Рассказывать фривольные анекдоты про Беларусь и Лукашенко в присутствии самого батьки!? Белорусы только ахают, закатывают глаза и поражаются. Говорят: это ему позволено потому, что за ним стоит Пугачева, а за Пугачевой – Путин. Да, а ведь не такие уж они и наивные, наши
белорусские друзья!
Кстати, что касается телетрансляции Концерта открытия «Славянского базара», то у нас она была, как всегда, куцей. Боссы телеканала «Россия» по-прежнему вырезают из эфира большинство российских артистов, оставляя только самых раскрученных. А еще они диктуют, что им надо петь, чтобы их показали. Так, Ядвига Поплавская и Александр Тиханович в двухтысячный, наверно, уже раз вынуждены высвистывать затрапезную «Малиновку», а Ларисе Долиной по чьей-то глупой воле надлежит петь – вы угадали! – только «Лунную мелодию» Кима Брейтбурга. Ее она только в Витебске выводит уже, наверно, раз в двадцатый. «Когда я предлагаю для «Славянского базара» новые песни, мне говорят: «Песни хорошие, но не формат. Пойте «Лунную мелодию». А что, композиция мне нравится, вот я ее и пою», – обреченно резюмирует певица. Что интересно, «Лунная» прозвучала в этот раз в квартетном варианте: вместе с Долиной пели трое победителей эстрадного конкурса в Витебске разных лет. Парадокс, но несмотря на колоссальное мастерство и бесспорный авторитет Ларисы, ей на Концерте открытия фестиваля не разрешили спеть ни одной сольной песни, пусть даже из старого репертуара.
Ким Брейтбург и Лариса Долина
Настоящей изюминкой фестиваля стала даже не Алла Пугачева, а ее давняя польская подруга, наша любимица Марыля Родович, которая приехала в Витебск уже в третий раз (в первый раз она была здесь в 1988 году на первом фестивале польской песни в СССР). Певица, несмотря на возраст, выглядит привлекательно и свежо, а главное, некукольно и очень естественно. Но прежде всего, конечно, она так же прекрасно поет, как и в эпоху триумфа ее знаменитых «Разноцветных ярмарок».
Валерий Леонтьев и Марыля Родович
Несколько художественных мероприятий на «Базаре» были посвящены легендарному музыканту, композитору и основателю группы «Песняры» Владимиру Мулявину. В Витебской областной филармонии поставили редко исполняемую рок-оперу Мулявина «Песня про долю» по поэме Янки Купалы «Адвечная песня». Произведение талантливое, крепкое, музыкально довольно красивое, хотя и несколько однообразное. Впечатлили мощное пение и яркая эмоциональность солистов, особенно Петра Елфимова и Екатерины Дегтяревой. К слову, Петр Елфимов (Гран-при «Славянского базара»-2004) нынче самый сильный, самый талантливый и, я бы сказал, самый главный вокалист Беларуси.
А вот еще одно посвящение В. Мулявину – музыкальный спектакль белорусского Национального академического драматического театра им. Горького «Песняр» – оказалось напрасным. Главный герой драмы – великий песняр – оказывается в психбольнице. На сцене – врачи, санитары и прочие безнадежные пациенты. Что, Мулявин был душевно больным? Зачем показывать всякую чушь? А как вам фраза: «Вас видели блюющим после концерта»? Это теперь такая драматургия? Думаю, автору пьесы Василю Дранько-Майсюку и режиссеру Валентине Ереньковой должно быть стыдно за сей «шедевр».
Зато чрезвычайно талантливым оказался спектакль «Странный цирк Марка Шагала» Московского театра кукол, теней и актера «Отражение». Ребята за белым экраном работают с гибкими полупрозрачными пластиковыми фигурами, которыми управляют с помощью пальцев и специальных палочек, создавая неожиданный мультипликационный эффект. Здесь и наездница на лошади, и канатоходка, и жонглер на моноцикле, и эквилибристка на трапеции, и клоуны, и зверушки, и кого только нет. Все это в духе творений Шагала бесконечно движется, вращается, летает. Зрелище настолько захватывает, что с открытыми ртами сидят не только дети, но и взрослые. Поразительно, что всю эту красоту создают на сцене всего три человека – Борис Чернышов, Вадим Гадитулин и Олег Чижиков.
Приятно, что вернулась на «Базар» кинопрограмма. Было представлено несколько фильмов, не то чтобы очень сильных, но в целом неплохих. Это белорусский фильм «Белые росы. Возвращение» (продолжение старой знаменитой ленты, режиссер Александра Бутор) с актерами Юозасом Будрайтисом, Сергеем Жбанковым, Андреем Мерзликиным, Вячеславом Разбегаевым и другими; это фильмы «Раненый орел» (Беларусь, режиссер Здравко Шотра), «14+» (Россия, режиссер Андрей Зайцев) и другие. Приехал на фестиваль и мэтр Александр Прошкин, который представил свою последнюю картину «Райские кущи» – по мотивам старенькой советской пьесы А. Вампилова «Утиная охота». Драматургический материал пришлось, конечно, здорово осовременить (в фильме появляются компьютеры, мобильные телефоны и прочие гаджеты), тем не менее, фильм при всей скрупулезности режиссерской и операторской работы смотрится тяжеловато и кажется чрезмерно затянутым. Впрочем, один раз посмотреть стоит, хотя бы из-за игры актеров – Евгения Цыганова, Чулпан Хаматовой, Виталия Хаева, Агриппины Стекловой, Алены Яковлевой, Дмитрия Куличкова и других.
Александр Прошкин
Наибольшее разочарование принес, как и следовало ожидать, конкурс молодых исполнителей эстрадной песни. Это уже и не конкурс, а заранее распланированная раздача слонов, то бишь баллов и призов. Сами выступления и талант певцов как таковые не имели никакого значения. На конкурсе каким-то чудом возникла потрясающая певица из Израиля Анна Тимофей, которая пела так, как до и после нее не пел никто. Великолепный, легкий, летящий ввысь голос медово-лилового тембра поражал невероятной гибкостью, филигранностью и микронно точной и тонкой нюансировкой. А главное, он не терял тембровки даже в конце второй и на ми третьей октавы! Зал был в восторге, Анна каждый раз уходила со сцены под овации и крики «браво». Однако жюри (возглавляемое Валерием Леонтьевым), в котором так, как Анна, тоже не пел никогда и никто, осталось глухо к самородному таланту певицы и только под давлением зрителей и сложившейся общей скандальной ситуации вынуждено было присудить Анне третью премию. Понятное дело, что победить на XXV-м юбилейном конкурсе по изначальному сценарию должен был исключительно белорус. Неплохой, крепкий певец, но, как говорится, не более того. Ему бы, правда, не на сцену, а штанги тягать в тренажерном зале. Ну да Бог с ним, не буду называть его имени. Из других конкурсантов понравились грузин Андрей Гвелесиани, мексиканец Хорхе Романо, серб Душан Свилар, македонец Денис Димоски и чешка Михаела Гемротова.
Кстати, чехи приехали на фестиваль большой певческой делегацией и дали двухчасовой концерт в филармонии. Пели в основном молодые певцы, нынешнее поколение мастеров эстрады. Это Ольга Лоунова, Мартина Крайчова, Хелена Махова, Зюзана Нова, Михаела Носкова, Ярослав Шимек, ансамбль «Лалия» и многие другие. Все артисты очень голосистые, техничные, яркие, пели с большим воодушевлением. Особенно интересно было слушать их авторские работы, песни чешских композиторов и народные мелодии. Здесь в полной мере раскрывался не только певческий талант артистов, но и их душа и, если хотите, пассионарность. Кавер-версии мировых хитов они исполняли хоть и технично, но как-то формально, дежурно. Все-таки когда пусть популярное, но чужое, – это одно, а когда свое, корневое, то совсем другое.
Этого хочется пожелать и «Славянскому базару». Необходимо сохранять свой славянский колорит, но без фанатизма, не терять высокого градуса праздничной атмосферы и больше заботиться об удобстве и комфорте всех участников фестиваля.
Фото: Евгений Николаев и Роман Родин (WorldPodium)
Комментарии читателей Оставить комментарий
Пересмотрела конкурсные дни и мне очень понравились Италия и Беларусь. Совсем не понял высоких баллов для Казахстана и Грузии. Израиль какая-то оперная показалась. Не туда приехала. А вот колоритная итальянка и харизматичный белорус очень понравились.
Вы, Эльза, сами ни фига (ваш термин) не понимаете: ни в музыкальном искусстве, ни в элементарной человеческой этике.
Полностью согласен с автором. Первое место явно заслуживает певица из Израиля, а не белорусский штангист, который явно перепутал концертную сцену со спортивным залом.
Я так понимаю, собес для вышедших в тираж советских эстрадников, для поддержки штанов.
Цитата:
"А вот еще одно посвящение В. Мулявину – музыкальный спектакль белорусского Национального академического драматического театра им. Горького «Песняр» – оказалось напрасным. Главный герой драмы – великий песняр – оказывается в психбольнице. На сцене – врачи, санитары и прочие безнадежные пациенты. Что, Мулявин был душевно больным? Зачем показывать всякую чушь? А как вам фраза: «Вас видели блюющим после концерта»? Это теперь такая драматургия? Думаю, автору пьесы Василю Дранько-Майсюку и режиссеру Валентине Ереньковой должно быть стыдно за сей «шедевр»".
Вы мало что знаете о Мулявине и ни фига не поняли смысл постановки, раз такое пишете.
Цитата:
"К слову, Петр Елфимов (Гран-при «Славянского базара»-2004) нынче самый сильный, самый талантливый и, я бы сказал, самый главный вокалист Беларуси".
Чтобы делать такие выводы, надо знать всех вокалистов Беларуси.
В очередной раз статья - лишь бы ляпнуть.