7 самолетов как 7 самураев: мало, но наши!
Докатились! Иного слова и не подобрать. В 2010 году Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) поставила потребителям всего 7 (!) гражданских самолетов: 4 Ан-148, 2 Ту-204 и 1 Ту-214. Для сравнения приведем показатели европейской компании Airbus и американской Boeing – 510 и 462 самолета соответственно. Об этом сегодня пишет «Коммерсантъ».
Сама по себе цифра 7 мизерна, а уж если сравнивать с мировыми лидерами, то состояние, до которого докатилась наша некогда передовая отрасль, иначе как позором не назовешь. На этом фоне разговоры о модернизации выглядят особенно пикантно. Это – как раз тот случай, когда шумный пиар вдрызг разбивается о реальность, а его ошметки не вызывают ничего, кроме недоуменной горечи.
Последние 100 лет авиация является одним из самых высокотехнологичных производств, доступных очень небольшой группе государств-лидеров. Наша страна не просто входила в этот элитный «клуб», а занимала в нем первые места. Так продолжалось десятки лет, советские конструкторские бюро и марки самолетов заслуженно славились в мире. Выражаясь современным языком, авторитет советских авиабрендов мог стать конкурентным преимуществом Российской Федерации уже после распада СССР – ведь значительная часть мощностей осталась у нас в стране. Казалось бы, авиация в числе еще нескольких технологичных отраслей должна была превратиться в локомотив развития страны. Но мы знаем, что все произошло с точностью до наоборот.
Порой даже высказывалось мнение, что бывший советский авиапром превратился в обузу, которая требует огромных денег, а толку от него мало. Неудивительно, что при таком «деловом» подходе отрасль начала деградировать, растрачивать накопленный потенциал... и во второе десятилетие XXI века мы вступаем с потрясающим результатом – 7 гражданских самолетов в год!
Напомним, что недавно в рамках инвестиционного форума в Сочи госкорпорация «Ростехнологии» и концерн Boeing заключили контракт на поставку «Аэрофлоту» 50 самолетов Boeing-737. Если складывать отдельные кусочки мозаики воедино, то получается вообще фантасмагорическая картина. Деньги в нашей стране есть, но идут они не на модернизацию своего производителя, а на закупки у прямых российских конкурентов. По экспертным оценкам, до 80% объемов работ по перевозке пассажиров гражданская авиация России осуществляет на воздушных судах иностранного производства. Таков «достойный» итог промышленной политики в области авиастроения.
Конечно, наш производитель еще не загнулся окончательно. Несмотря ни на какие трудности, он все-таки пытается создавать новые модели. Это и проектируемый ближне-среднемагистральный самолет МС-21, и уже готовый Sukhoi Superjet 100, созданный при участии иностранцев. Так что, как это ни странно, 20 последних лет не добили российскую авиапромышленность. Значит, шансы на возрождение остаются.
О том, что происходит в нашем авиапроме, рассказывает главный редактор информационного агентства «Российская авиация и космонавтика» Роман Гусаров:
– Да, поставили только 7 самолетов, хотя план ОАК подразумевал поставку в 2010 году большего количества. В первую очередь это обусловлено тем, что наша авиационная промышленность работает на пределе своих возможностей. Это – огромная структура с совершенно изношенным станочным парком, с абсолютно низкой производительностью труда, с немалым штатом сотрудников пенсионного возраста. Одним словом, за первое десятилетие XXI века, «жирное» в финансовом отношении, положение в авиапромышленности только ухудшилось. За это время и кадры подрастеряли, и производственная база обветшала и еще больше отстала от мировых лидеров. Отмечу, что проект Superjet 100 реализуется в интеграции с мировыми лидерами, но в значительной степени мы до сих пор работаем по советским разработкам.
Кстати, и в советское время производительность труда была низкой. Немалое количество крупных авиационных заводов сейчас абсолютно неэффективны, а когда мы вступили в рынок, исчез госзаказ. Частные же компании считают деньги, и им нужен дешевый и надежный самолет.
Сейчас говорят об инновациях, а вместо создания условий для них мы занимаемся штурмовщиной. На деле же мы часто не лечим, а калечим, и действия государства порой противоположны тому, что ожидают и авиационная общественность, и страна в целом. Например, говорилось, что для частной малой авиации прольется манна небесная, однако на сегодняшний день ситуация только усложнилась. И так у нас практически всегда!
Трудно сказать, сколько нужно денег на модернизацию отрасли. Но, по крайней мере, понятно, что необходимо создавать новые проекты моделей, а в процессе их реализации осуществлять модернизацию базы. Например, таким проектом является МС-21, его разработка обойдется, наверное, в $5-7 млрд. А вот производство Superjet уже подготовлено, но большое количество заказов мы не сможем реализовать, потому что нет соответствующих производственных мощностей. Пока мы, наверное, способны сделать за год 20 таких самолетов.

Bingjiefu He
Комментарии читателей Оставить комментарий
Милый я или нет, это девушкам виднее. А что бы утверждать, что я глупый нужно аргументированно опровергнуть мои утверждения. А не парить про власть народа в технических и экономических вопросах. А про нужного мне царя не надо сочинять. Я сам внятно могу сформулировать, что мне нужно. В отличие от вас - упитанного, но глупого:)
Колобок, вы очень милый, но глупый. Это вам нужен царь Борис и его наследники. А нам нужна власть народа.
Видимо, из этой обличающей тирады следует, что вы лично обзавелись коттеджем не в 90-е, а в нулевые. А посему нулевые гораздо лучше 90-х.
Или имеются другие критерии благополучия и процветания страны (а не кучки ворюг и тех, кто их обслуживает)?
Если я правильно помню "стотысячники" класса "Крым" строились в Николаеве. В России их просто негде было строить. Хотя танкеры ледового класса в Северодвинске(если не ошибаюсь) строятся .В 2010 был сущено на воду танкер, "Николай Рыбников".
Могу сказать со 100% уверенностью, что мы сейчас настолько развалили судостроение, что даже постройка танкеров типа "Крым" невозможна, хотя танкеры это самые востребованные на сегодня суда.
Завод производивший комплектующие для мигов, на котором работало более 5000 чел., сейчас дышит на ладан, работает на нем менее 200 чел., и те в основном предпенсионного возраста.
В том, что мы можем сделать самые сложные и уникальные механизмы, уверен на 100%. Только ощущение, что страну сливают и идет планомерная деиндустриализация, с каждым днем только усиливаются.
Если бы было иначе, то изменения можно было бы увидеть по возрождению системы ПТО и в институтах стали бы готовить инженеров, а не сплошных манагеров.
Да, интервью ген.дира Ростсельмаша читал, но особого оптимизма не услышал.