Наука управлять. Без качественного образования нет будущего

Академия государственной службы и управления при Президенте РБ отмечает свой десятилетний юбилей
Первоначально организованная как учебное заведение, призванное дать своим питомцам основы знаний в сфере управления, Академия за прошедшие годы выросла в крупный учебный и научный центр, нашедший признание не только в республике, но и за ее пределами. Сегодня мы беседуем с ректором БАГСУ при Президенте РБ М. А. АЮПОВЫМ о буднях этого учебного заведения.
— Мансур Анварович, с чего же все началось? Чем обосновано появление такого учебного заведения в нашей республике?
— Сразу же подчеркну, что в прежней системе управления простому человеку не было предоставлено достойное место, и он, при всем желании, не мог полностью раскрыться и использовать свой потенциал. Поэтому пришлось перестраиваться, менять старую систему управления так, чтобы она могла дать определенный простор для проявления инициативы и возможностей личности. Для этого было необходимо менять не только систему управления, но и природу наших людей. Именно эти причины я бы назвал в качестве основополагающих для появления на образовательной арене республики Академии: необходимо формировать культуру управления, являющуюся важной составляющей общей культуры нашего многонационального народа.
Биография Академии ведет свое начало с 1991 года, когда в республике стали происходить коренные преобразования в социально-политической сфере. Я глубоко убежден, что без современного и качественного образования нет будущего, не будет успеха общественных преобразований. Ведущая роль государства в реформах обеспечивается высокой квалификацией и профессионализмом, культурой государственных служащих. В связи с этим в 1994 году Указом Президента Башкортостана была учреждена наша Академия для подготовки управленческих кадров: политиков, государственных и муниципальных служащих, прагматичных руководителей-хозяйственников, умеющих работать в рыночных условиях. Распоряжением Президента Республики Башкортостан была также утверждена концепция развития учебного заведения, которая предусматривает усиление роли вуза в формировании и эффективном функционировании аппаратов органов государственной власти и местного самоуправления.
— Что отличает Академию от других вузов?
— В ней проходят подготовку и переподготовку кадры, которые должны стать ведущими специалистами в системе управления. Безусловно, статус вуза, учредителем которого является Президент, накладывает определенные дополнительные требования к желающим поступить к нам. У нас может учиться любой, кто стремится служить своей Родине, делу укрепления ее экономического роста и становления правового государства.
От них требуются неоднозначные решения для продолжения общественных преобразований, обеспечения их успеха, регулирования на должном уровне социально-политических, социально-экономических и культурно-духовных процессов. Именно от профессионализма и квалифицированности работников аппарата органов государственной власти, от их знаний и умений зависит эффективность государства, качество его решений, дальнейшая судьба демократизации общества.
— Какие требования предъявляются к тем, кто учится здесь?
— У них должны быть базовое высшее образование, стаж работы в системе управления. На этой основе наше учебное заведение, выполняя функции учебного, методического и научного центра в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих и управленческих кадров органов государственной власти и местного самоуправления, ведет их обучение.
С этой целью Академия планирует, организует и проводит учебную научно-методическую, научно-исследовательскую, экспертно-консультационную и информационно-аналитическую деятельность, готовит научные и научно-педагогические кадры высшей квалификации, реализует на основе соглашений и договоров с организациями и предприятиями различной формы собственности совместные учебные и научно-исследовательские программы.
Для успешного управления сегодня руководителю явно недостаточен старый багаж, приобретенный в ходе практической деятельности. Требуются новые знания в сфере управления, в области взаимоотношений руководителя и организации, организации и социально-экономической среды, психологии управления.
Главная задача — обучить руководителя и специалиста реализовать незадействованные ресурсы организации, включая его собственные и управленческого персонала, а также экономические рычаги для эффективного управления и достижения успеха. Немаловажно также и то, что слушатели Академии наряду с получением дополнительного высшего образования, навыков и методов эффективного управления имеют прекрасную возможность опробовать их непосредственно на практике. Это не только способствует результативности обучения, но и быстрейшему внедрению полученных знаний.
— Если не секрет, какие направления научной работы пользуются приоритетом?
— Научно-исследовательская, экспертно-консультационная и информационно-аналитическая деятельность по проблемам становления и развития государственности республики, федерализма и договорных отношений, кадровой политики и государственной службы, инвестиционной, финансовой и денежной политики, социально-экономического развития, институциональных и структурных преобразований в экономике ведутся по заданию Администрации Президента Башкортостана, Кабинета Министров, Государственного Собрания, других органов государственной власти и управления.
Основными направлениями этой многосторонней деятельности могут стать подготовка предложений по созданию концепции государственной кадровой политики, анализ кадровой ситуации в органах государственной власти, научно-методическое сопровождение аттестации государственных служащих, конкурса на замещение вакантной государственной должности, разработка методов и критериев подбора кадров на различные государственные должности. Научно-исследовательская деятельность Академии обеспечивается ее кафедрами, научно-исследовательским центром проблем управления и государственной службы, вновь созданными творческими коллективами, другими структурными подразделениями Академии, силами ее слушателей.
Таковы отдельные направления нашей учебной и научно-практической деятельности. Считаю, что за прошедшие годы Академии удалось пройти этап становления и наметить определенные направления в качестве приоритетных в своей деятельности. Это дает нам возможность с уверенностью смотреть в будущее, верить, что все сделанное и намеченное служит и будет служить нашим людям. Наша академия вносит свою лепту в осуществление общественных преобразований.
Беседу вёл Илья МАКАРОВ.
Комментарии читателей Оставить комментарий