Чей помидор вкуснее?

Зайдите на любой ростовский рынок и вы увидите картину, милую сердцу по кадрам из фильма “Кубанские казаки”. Правда, тогдашнее экранное изобилие зелени, овощей и фруктов на колхозной ярмарке не шло ни в какое сравнение с суровой действительностью – в стране была голодуха. Но всем хотелось верить, что так вскоре будет и в жизни...
И стало. Сейчас рыночные прилавки, как когда-то в кино, просто ломятся от всего, чего душа желает. Только зачастую, увы, выросло все это изобилие не на донской земле. Турецкие помидоры и огурцы, кубанская капуста, азербайджанская черешня, картошка из Волгоградской и Воронежской областей, из Ставропольского края давно уже получили на наших рынках постоянную прописку. Особенно много ее здесь в осенне-зимний период.
А какой же процент выпадает на продовольственных рынках на долю местной плодоовощной продукции? На этот вопрос вам не ответит никто. Почему?
- Такой статистики просто не существует, - говорит главный специалист областного управления потребительского рынка товаров и услуг Ярослава Рацкая. - Сейчас у нас – свободный рынок. Он и диктует предпринимателям, где выгодней и какую продукцию закупать для последующей продажи населению.
Многие из нынешних легальных частных предпринимателей в прошлом были подпольщиками-перекупщиками. Теперь же они достаточно хорошо развернулись и уже сами не стоят на рынке за прилавком. Для этого существуют работающие на них “реализаторы” (слово “продавец” почему-то исчезает из рыночного лексикона).
Работающая на Центральном рынке Лена - одна из таких реализаторов. Она торгует овощами, которые ее хозяин скупает оптом у местных фермеров – багаевских, ольгинских... Муж у Лены тоже фермер, но ему выгодней, оказывается, продать выращенные своим трудом овощи какому-нибудь заезжему “купцу” или на оптовом рынке в Азове, даже по бросовой цене, чем держать свое торговое место на рынке в областном центре. Куда еще надо издалека привозить продукцию. А это слишком накладно.
- У нас четыре теплицы по сто квадратных метров, несколько гектаров земли. Работы знаете сколько! – говорит Лена. – А у меня аллергия. Вот я и подалась в город, а мужу с детьми приходится самим со всем управляться...
Зная о фермерской жизни не понаслышке, Лена убеждена, что нынешнему фермеру просто некогда заниматься торговлей. Ему обрабатывать землю надо, урожай растить-собирать. А это работа от зари и до зари.
Но есть у этой проблемы и другая сторона. Ведь торговые места на самых бойких ростовских рынках давно уже поделены. Местному фермеру, даже при большом желании, сюда практически не “прорваться”. Сегодняшний рынок, как и какой-нибудь гипермаркет, – это предприятие по предоставлению услуг. И предоставляют их в первую очередь тем, с кем выгодно иметь дело. К тому же, многие продовольственные рынки и сами занимаются торгово-закупочной деятельностью, покупая оптом продукцию у местных товаропроизводителей.
Такое вот существует сейчас разделение труда. Впрочем, а разве раньше его не было? Кто скупал у селян их продукцию? Во-первых, государство (вспомним пресловутые закрома Родины), а во-вторых, - потребкооперация. У нее были и свои заготконторы, и овощехранилища, откуда сельхозпродукция поступала в продажу, в том числе и на рынки...
Но тогда у нас и страна была другая – с плановым ведением хозяйства, централизованным управлением производством и прочими атрибутами теперь канувшего в Лету строя. А в условиях рынка действуют другие реалии, хочешь не хочешь, а к ним надо приспосабливаться, приноравливаться.
Сегодняшние сельхозпроизводители-“индивидуалы” это и делают – кто-то с большим успехом, кто-то с меньшим.
В условиях новых экономических отношений отпал административный ресурс по поддержке местного сельхозпроизводителя. А ведь он позволял когда-то сдерживать экспансию той же импортной продукции на наш региональный рынок. Теперь же здесь диктует правила свободная конкуренция.
А то, что наша местная плодоовощная продукция вполне конкурентоспособна, убедиться нетрудно. те, кто торгует теми же турецкими помидорами и огурцами, нередко выдают их за чалтырские, багаевские, ольгинские.
Ничего общего с честной конкуренцией это, конечно, не имеет. Хотя отличить импортные помидоры и огурцы не так уж и трудно. В отличие от наших, они слишком твердые и имеют специфический глянец, словно их натерли воском. Потому что проходят специальную химическую обработку для повышения “лежкости” (везут-то их на наши рынки издалека!).
Так что проверяйте и выбирайте внимательно.
Олег ГРИШЕНКОВ
Комментарии читателей Оставить комментарий