Терроризм против империи: рэкет, убийства, срыв мобилизации

На днях портал KM.RU опубликовал статью, посвященную героизации нацистского пособника Гарегина Нжде в Армении. Статья вызвала шквал откликов и дискуссию среди читателей, которая вышла за рамки темы статьи. В частности, читатели подняли вопрос, связанный с террористической деятельностью партии «Дашнакцутюн» периода царской России.
Поскольку тема заинтересовала нашу аудиторию, то мы решили продолжить публикации, посященные вопросам, которые задавали наши читатели в комментариях.
Народовольческий террор, убийства, организованные эсерами, грабежи «на нужды партии» - факты, худо-бедно, но все же известные современной общественности. В СССР об этом писали в школьных учебниках, снимали фильмы, героизирующие «революционных» бандитов, а именами террористов до сих пор названы многие улицы по всей России, включая столицу.
Однако наши современники в своей массе очень слабо ориентируются в масштабах диверсионной войны против России. Особенно это относится к волнам терактов в южных регионах империи. Именно там находились высоко прибыльные предприятия нефтяной отрасли. И удар по ним подрывал экономические основы всей страны.
Следует отметить, что на Кавказе антигосударственная деятельность, облеченная в социалистическую форму «защиты простого народа», стала заметным явлением еще в конце XIX века. Всем известная «Народная воля» формально прекратила свое существование в 1887 году, однако она не была уничтожена полностью ни идейно, ни даже физически. Старые, недобитые народовольцы охотно делились своим опытом со следующим поколением врагов России, а в отдельных случаях лично руководили группами революционной молодежи.
Всевозможные политические кружки, а затем и полноценные партии, в большей или меньшей степени питавшиеся «наследием народничества», проникли сначала на Северный Кавказ; несколько позже в Закавказье. Их пропаганда буквально охватила Кубань, Черноморскую губернию, Терскую и Дагестанскую область. Юг Российской империи наводнили листовки с призывами свергнуть самодержавие, поднять революцию, закончить войну (речь шла о русско-японской) и так далее.
Значительным влиянием в регионе пользовалась Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП). Однако нельзя недооценивать и эсеров. Их «просветительская литература» регулярно обнаруживалась полицией в Новороссийске, Екатеринодаре, Грозном, Владикавказе, на территории района Кавказских минеральных вод.
В Екатеринодаре пустила свои корни даже Революционная украинская партия (РУП). Впоследствии известный Симон Петлюра с подельниками наладили массовый выпуск статей и листовок. «Долой полицию», «Открытый лист до рабочего люда», «Солдацка памятка», «До Черноморських казакив», «Селянам войны не треба» - вот лишь крошечная часть литературного «наследия» РУПовцев, которые вели пропаганду не только в Екатеринодаре, но и по казачьим станицам и в Армавире.
Что же проповедовали тогдашние «украинствующие»? Ну вот, например: присягать царю – грех, а полиция – душитель правды, и «поэтому необходимо» бороться с правительством и государственным аппаратом, не останавливаясь перед пролитием крови.
Все эти организации могли конфликтовать, яростно спорить, обвинять друг с другом во всех смертных грехах, то есть шли врозь, но всегда били в одну и ту же цель. Разложить армию, деморализовать полицию, запугать сторонников законной власти и тем самым добиться осуществления своих политических целей. Мы в XXI веке прекрасно знаем, как «осчастливила» народы вся эта бандитская шатия, к сожалению, прорвавшаяся к власти.
Действия «революционеров» столетней давности привели не только к Гражданской войне, невиданному голоду с многомиллионной смертностью, экономическому коллапсу и массовым репрессиям. Национально-территориальное деление страны, которое ввели большевики, игнорируя исторические и этнические реалии, в конце-концов ударило по тому государству (СССР), которое сами они и создали.
Но это мы забежали вперед, так что вернемся к политической партии «Дашнакцутюн» - Союз (содружество) Армянских Революционеров, созданной в 1890 году. Целью лидеров «Дашнакцутюн» стала консолидация максимального числа политических кружков, разной степени оппозиционного радикализма, включая народников. На этом поприще им удалось добиться значительного успеха, и даже был период (правда, недолгий), когда в союзе с «Дашнакцутюн» находилась первая социалистическая (марксистская) партия Армении - «Гнчак», основанная в 1887 году студентами женевского университета. «Столицей», то есть местом пребывания руководства «Дашнакцутюн» стал Тифлис.
Разумеется, вскоре у дашнаков (еще их называют дашнакцаканами) появился свой печатный орган – газета «Дрошак», и как водится, издавали ее заграницей, в Австро-Венгрии (Вена). К тому времени Германия и Австро-Венгрия уже заключили союзный договор, направленный против России. То, что для выпуска своей газеты дашнаки избрали именно Вену - вряд ли случайное совпадение.
Манифест «Дашнакцутюн» был опубликован в Вене в 1890 году, а политическая программа партии появился лишь четыре года спустя. Тем не менее, в листовках, выпущенных уже в 1890-91 годах, содержались призывы вооружаться и готовиться к восстанию на территории Восточной Турции, где проживали армяне.
Первый съезд дашнаков тайно состоялся в 1892 году в Тифлисе, и на нем кроме руководства присутствовали фидаи – то есть члены боевых групп. Уже тогда на первом же съезде говорилось о допустимости терроризма, как тактическом инструменте в деятельности «Дашнакцутюн». Да и сама организационная структура партии как нельзя лучше подходила для террористической деятельности. Как сказали бы в наше время, «Дашнакцутюн» была типично сетевой структурой.
На низовом уровне действовали автономные группы в городах и деревнях. Следующая ступень - объединение нескольких «первичек» (низовых ячеек) в районную структуру под руководством специального комитета. Причем, если в соседних районах отсутствовали ячейки, то и на их территорию распространялась сфера деятельности комитета того района, где существовало отделение «Дашнакцутюн». Все центральные комитеты Восточной Армении подчинялись Тифлисскому (Восточному Бюро). Территория Турции, пограничная с Российской империей, как уже отмечалось, также была местом революционной «работы» дашнаков, и управлялась по аналогичному принципу. Эти комитеты дашнаков считались «западными» и находились в подчинении Западного Бюро, причем важную роль в управлении играла редакция газеты «Дрошак».
И наконец, высшим органом являлось Общее собрание партии, решения которого распространялись как на Восточное, так и на Западное Бюро. Члены партии подчинялись структурным подразделениям партии, в которых они непосредственно состояли, а комитеты обладали очень высокой степенью самостоятельности. Обратная связь между комитетами и вышестоящими органами не была устроена по жесткому принципу, лишь время от времени комитеты направляли ту или иную информацию в Тифлисское Бюро, в Вену, а с 1896 года в Женеву.
Cозданием групп и комитетов в Женеве занимался главный редактор «Дрошака» - Заварян; в Персии и Закавказье - Зорян; в Константинополе, а затем в Америке - Юсуфян; на Балканах и в Измире - Хажак; в Полисе (Турция), затем в Ване - Серопкюкян; в Трапезунде, затем в Баку - Шагрикян; в Батуми и Карсе - Шатирян и Маргарян; в Египте - Гаро и Map.
На втором съезде партии (1898 год) был выработан детальный устав «Дашнакцутюн», в котором был раздел, посвященный тактике терроризма, и организационной структуре боевиков.
Так, например, боевые группы «Дашнакцутюн» состояли из десяти зинворов (солдатов). Десятки входили в полусотни и подчинялись командиру полусотни, полусотня входила в сотню. Сотня была автономна и являлась тактической и хозяйственной единицей. Совет при сотенном, полусотенном и десятнике занимался боевой подготовкой солдат. Зинворы жили на партийные средства только во время боевых операций.
Во главе боевых групп стоял «Главный Военный Совет», состоявший из семи лиц, преимущественно офицеров, уже участвовавших в сражениях регулярных войск. При «Главном Совете» имелся Генеральный штаб, состоявший из пяти лиц. В его подчинении находился «Военный Совет». «Военный Совет» существовал в каждом районе и состоял из собрания командиров сотен. Партия имела при себе милицию или народное ополчение.
И вся эта мощная сила отнюдь не сидела, сложа руки. Боевики неоднократно нападали на иранские и турецкие вооруженные отряды. А в 1897 году осуществили настоящую военную операцию, в качестве мести курдскому роду Мазрик и его главе Шариф-Беку, за то, что он «посмел» в 1895 году разгромить ряд дашнакских боевых «дружин». Ханасорская операция (поход), в которой участвовало 253 фидаина, вылилась в нападение на курдское кочевье. Курды, несмотря на неожиданную атаку, смогли оказать сопротивление, и бой принял затяжной характер. Постепенно курды стали получать подкрепление, и дашнаки отступили, потеряв около 20 человек (данные в источниках разнятся), но все же уничтожив лагерь мазриков.
В Турции дашнаки тоже отметились актами терроризма, который обрушился на армян, занимавших высокие посты при дворе султана. И если «Дашнакцутюн» смогла провернуть такие действия в самой столице Османской империи, то на ее окраинах, на востоке, атаки дашнаков повторялись постоянно.
Армянские источники утверждают, что дашнакский террор был ответом на притеснения, которым армян подвергали курды и турецкие власти. Вообще-то, в таких вопросах следует выслушать аргументы всех сторон, однако мы не ставим цель судить, кто здесь прав или виноват. Возможно, курдским и турецким историкам есть, что возразить, а мы в их спор не вмешиваемся.
На данном этапе нам важно показать, что «Дашнакцутюн» все больше эволюционировала в сторону насильственных методов. И вот 14 августа 1896 года дашнакский террор взял очередную «планку». В тот день боевики захватили Оттоманский банк в Стамбуле и 150 заложников. Дашнаки угрожали взорвать здание, если Турция не пойдет на ряд реформ, касающихся армянского населения Османской империи. Свои требования дашнаки изложили на французском языке и передали иностранным посольствам. Турецкие войска окружили банк, и завязалась ожесточенная перестрелка. В конце-концов ради спасения заложников, дашнакам позволили покинуть здание, после чего на французском пароходе их отправили в Марсель. Там их арестовали, но вскоре отпустили.
Данная акция имела огромный международный резонанс, и не только на уровне шквала публикаций прессе. Ряд известных политиков великих держав также отреагировали на случившиеся события, сделав проармянские заявления. И хотя террористическая атака на банк и не привела к реформам в Турции, на чем настаивали дашнаки, «Дашнакцутюн» показала свою силу.
Внимательный читатель, конечно, заметил, что мы приводили факты дашнакского террора, которые имели место не в России, а в других государствах. И действительно, до поры до времени главным врагом дашнаков была Турция, и (в меньшей степени) Персия. А в Российской империи на первых порах они вели агитационно-пропагандистскую работу. Террор начался позже, и сейчас мы перейдем к этому вопросу.
Существование массовой партии, даже самой мирной и разрешенной законом требует огромных расходов. А уж нелегалы, к тому же занимающиеся закупками и перевозкой оружия, распространением запрещенной литературы, содержащие боевиков и так далее, нуждаются поистине в циклопических финансовых ресурсах.
В январе 1899 года районное собрание Восточного Бюро подсчитало, что для реализации решений партии необходимо 700 тысяч рублей. Для сравнения – револьвер в те годы стоил 2 рубля, и сами понимаете, что 700 тысяч это внушительная сумма. Где же ее взять? «Дашнакцутюн», конечно, получала и добровольные пожертвования, но их оказалось совершенно недостаточно, и тогда партия перешла к рэкету богатых армян.
Отказ платить дашнакам карался смертью. Это не было пустой угрозой, и вскоре дашнаки убили целый ряд предпринимателей: Жамаряна, Джанполадяна, Адамяна и проч. После такого говорить о добровольной поддержке партии «Дашнакцутюн» со стороны «сознательной общественности» можно только с очень большой долей условности. Хотя конечно неверно и бросаться в другую крайность, утверждая, что у дашнаков не было и искренних спонсоров.
Среди источников финансирования необходимо отметить основанный в Англии Лондонский Армянский банк. Его организаторами были сторонники «Дашнакцутюн» и через него партия, разумеется, получала денежные вливания. Трудно поверить, что британским спецслужбам было неведомо, что собой представляют дашнаки, и чем они занимаются помимо пропаганды идей национального возрождения. Так что вряд ли такой банк мог вообще появиться без молчаливого согласия английских властей.
Геополитическое соперничество Российской и Британской империй подробно описано в научной литературе, и мы этот вопрос обойдем стороной. Желающим узнать детали не составит ни малейшего труда найти необходимую информацию на этот счет. Скажем лишь одно – дестабилизация России была на руку ее противникам, и дашнакский террор в России был объективно выгоден Британии.
Кроме того, по агентурным сведениям, армянские «революционеры» получали деньги из доходов армянских церковных имуществ, управлявшихся людьми, назначенными Католикосом. Главноначальствующим Кавказской администрации князь Голицын предложил изъять церковные имущества в казну и выдавать средства на нужды Армянской церкви под контролем русского государства. В 1903 году проект Голицына получил поддержку царя. Дашнаки, как и другие армянские «революционеры» (социал-демократы, мшакисты, гнчакисты и др.) тут же бросились на «защиту церкви», как будто кто-то ей угрожал. Понятно, что это был удобный предлог для удара по государству на радость всем врагам Российской империи.
Тут же последовал «стихийный взрыв возмущенных масс». Мы, в XXI веке, видели «стихийность», насмотрелись на нее досыта, а кое-кто даже поучаствовал в однотипных «майданах», «арабских веснах» и тому подобном. В Ереване (Эривань), Карсе, Эчмиадзине бушевала толпа, и немногочисленна полиция не справлялась с ситуацией. Митингующие «просили» Католикоса не подчиняться решению государственной власти, а значит и непосредственно русскому царю. Когда эриванский вице-губернатор Михаил Накашидзе приехал к Католикосу с просьбой исполнить высочайшее повеление, Католикос ответил отказом, и свое решение довел до священников специальным посланием.
А что же дашнаки? Вместе с другими «революционерами» они создали так называемый Центральный Комитет Самообороны, распространивший листовки, в которых говорилось, что священники, ослушавшиеся Католикоса, понесут наказание. Вот такая вот «самооборона», а что такое «наказание» в трактовке дашнаков и их подельников, все уже прекрасно знали.
Пример убитых армян, сопротивлявшихся рэкету дашнаков, и поплатившихся за этой своей жизнью, говорил сам за себя. Тем не менее, «революционные» бандиты смогли запугать угрозами не всех. И тогда армяне, которые заняли сторону законной власти, подверглись расправам. Преступники убили священника Хачатура и тяжело ранили священника Гарегина. А в 1903 году целью террористов стал сам князь Голицын. Князь выжил, но итогом дашнакской атаки стало назначение Кавказским наместником Воронцова-Дашкова.
В 1904 году в Париже состоялась конференции «оппозиционных», то есть антигосударственных партий. В нем приняли участие восемь организаций: социал-революционеры, Русские конституционалисты («Освобождение»), Польские социалисты. Латышская социал-демократическая рабочая партия. Грузинские социал-революционные федералисты. Польская Лига Народов, Финская партия активного сопротивления и «Дашнакцутюн», и на съезде была сформулирована стратегическая задача - свержение монархии в России.
Шла русско-японская война, за спиной японцев стояли США и Англия, к тому же внутренние предатели при поддержке опять же иностранных государств подожгли тыл, и, кстати, что касается дашнаков, то они сделали все возможное для срыва мобилизации кавказцев на фронт.
Под давлением вышеперечисленных обстоятельств, Николай II оказался вынужден уступить сразу по нескольким направлениям. В частности, правительство отменило решение по контролю над имуществом Армянской церкви. Но это ни в коей мере не остудило пыл дашнаков. Не Церковь они защищали, а преследовали совсем иные, куда более масштабные цели, и с 1905 года акцент их действий начал смещаться с Турции и Персии, на российский Кавказ и Закавказье.
Комментарии читателей Оставить комментарий
А уважать никто не заставляет, достаточно просто не трогать, как не трогать её деда. Это вмешательство в чужую жизнь.
вы Сирота, что ли? в капусте найденная, своих родственников не имеете?
Махмут и Кирилл - это одно и то же лицо. Так вот Махмуткирилл,ваши рассуждения о Зое Космодемьянской сродни рассуждениям курицы о полете орла. Когда следующий раз война(не дай Бог) постучится в дверь вашего дома,вы пригласите оккупантов в жилище свое:"Мол,живите,враги дорогие,сколько душа желает,а мне и сарайчика достаточно."
Пистолет такой есть. Немецкий.
Учил бы логику с тем же усердием что по клаве тюкаешь, мог бы ответную реплику заслужить.
Боже мой, Махмут, вы - циник. И этим все сказано.