Власти хотят запретить старые грузовики и автобусы

Чтобы понять, насколько устарел грузовой и автобусный парк страны, достаточно отъехать от столицы всего на сотню километров. Если на столичных дорогах развозной и пассажирский транспорт по большей части состоит из новой отечественной или слегка подержанной иностранной техники, то провинция продолжает ездить на древних ГАЗ-53 и ЗИЛ-130. Не отрицает этого и статистика: средний возраст грузовых автомобилей сегодня составляет порядка 20 лет! При этом «свежих» грузовиков (в возрасте до 5 лет) совсем немного — чуть больше 10%, а 80% отечественного автопарка составляют большегрузы старше 10 лет.
С автобусами ситуация похожая. По статистике, по дорогам страны ездят 15-летние автобусы (это средний возраст пассажирских машин), а на долю новой техники приходится примерно четверть всех перевозок. При этом европейские страны по соображениям безопасности обновляют пассажирский транспорт каждые 10 лет! Нечто подобное хочет реализовать и российское правительство: по мнению Владимира Путина, одна из проблем России — устаревший автопарк, в частности, грузовиков и автобусов, поэтому Виктор Кирьянов, заместитель министра внутренних дел, на прошлой неделе предложил ограничить сроки эксплуатации техники в России 15 годами. Путин предложение одобрил.
Впрочем, Алексей Рахманов, заместитель министра промышленности и торговли, которому поручили проработать данный вопрос, считает, что 15 лет для техники — возраст вполне нормальный: «Не думаю, что мы будем поддерживать и рекомендовать введение запрета на эксплуатацию грузовиков и автобусов старше 15 лет, — заявил Рахманов. — Нужно начинать с более старых машин — 20-25 лет. Это все то, что уже ни в какие рамки не лезет ни по техническим характеристикам, ни по нормам безопасности. Сейчас главное — разобраться с экономическими рычагами, как и что нужно делать».
Как и что делать, сейчас не понятно никому. С одной стороны, без запрета на эксплуатацию старой техники не обойтись — многое из того, что передвигается по российским дорогам, небезопасно для остальных участников движения. Но не будем забывать, что немалая доля автотранспорта пусть и отличается «древними» годами выпуска, но содержится владельцами в идеальном техническом состоянии! При этом для многих перевозчиков 20-летний грузовик остается единственной возможностью зарабатывать на жизнь. А введи такой запрет, скажем, завтра, страна в один момент останется без сельского хозяйства: именно предприятия этого сектора и являются основными владельцами старой, хотя и работоспособной техники.
По идее, отсеивать неисправные грузовики и автобусы должен техосмотр. Но после недавней реформы система технического контроля фактически не работает — талон инспекторы ГИБДД больше не проверяют, а купить полис ОСАГО, как оказалось, можно и без проверки технического состояния машины (подробнее — в материале «Как мы пытались купить техосмотр»). Европейский же способ — повышенные ставки налогов на технику, которая не отвечает современным экологическим требованиям, — в России работать не будет: сегодня 60% коммерческих авто не соответствуют даже нормам «Евро-2»...
Интересно, что готовое решение, как обновить грузовой автопарк страны, уже существует и даже детально прорабатывалось Минпромторгом! Достаточно реализовать программу утилизации автохлама, чтобы владелец 20-летнего грузовика, сдавая на металлолом старую машину, получал существенную скидку на покупку нового большегруза. И тогда никаких запретов не потребуется — как показал пример «легкового» эксперимента по утилизации, россияне охотно меняют старое на новое. Но готово ли правительство выделить деньги на обновление парка грузовиков? Или забота об автомобилистах останется на уровне запретов?Посмотрим, какие механизмы предложит Минпромторг.
Что касается автобусов, то здесь конкретное предложение озвучено Владимиром Путиным. Нынешний глава правительства предлагает выделить дополнительные субсидии регионам на обновление автобусного парка — предварительно 3,5 млрд рублей из бюджета РФ. Но! Субсидировать будут закупки не всех подряд транспортных средств, а только тех, что работают на... газовом топливе. Но чем правительству не угодили дизельные автобусы? Готовы ли перевозчики переходить на газ? Во всех ли регионах имеется техническая возможность заправлять пассажирский транспорт газом? Снова вопросы без ответов.
Получается, что сейчас четко сформулирована только одна команда: «Запретить!». Чем эта команда может аукнуться для рядовых граждан, мы прекрасно знаем на примере введения «сухого закона», когда за любое отклонение показаний алкотестера от ноля водителей стали лишать прав, позабыв, что организм любого человека вырабатывает спирт... И если сейчас «забыть», что основная часть перевозок по стране осуществляется на старой технике, и запретить 20-летние грузовики и автобусы, это закончится транспортной катастрофой: вынужденные покупать новый коммерческий транспорт перевозчики мгновенно взвинтят тарифы на свои услуги. Так что с запретами правительству надо быть поаккуратнее...
Комментарии читателей Оставить комментарий
уже как 7 лет езжу на своем казалось бы стареньком крауне 95года,а продавать не собераюсь - хоть и задний привод, для приморья незаменимая машина по своим характеристикам и ходовым качествам. и это не реклама (типо супер авто)нет, просто в те года авто делалось с учетом максимальной отдачи потребителю и моторесурс был достойный. да и вообще одноразовую технику (легковую конкретно) по своему опыту заметил, стали уже шлепать в году где-то 2005, как китайские зажигалки. В общем нет того контроля качества... спрос превыше всего!! и начьхать на потребителей.
У нас машина 1993 года по документам ,а по существу там все перебрали и все поставили новое. Можно и новую машину превратить в металлолом. И на новой машине попасть в аварию. Всё зависит от хозяина и ухода за машиной.
Можно и новый грузовик за полгода в металлолом превратить, а можно из металлолома грузовик хороший сделать. Вся разница в уходе за машиной. Как посмотришь аварии с видеорегистратора, там все попадают только новые машины, если у водителя, заместо головы "котелок" без мозгов не зависимо от пола, так можно и на новой машине всех и все разбить.
Да где Вы видели нормальные грузовики?!
Шашкой рубить ВВ горазд! Необходимость продажи автотранспорта мало чем поможет экономике. Опять всего лишь пятиминутная передышка для автопрома: современный грузовик от силы ходит пять лет, после чего рассыпается в хлам, ржаветь начинает на первом году эксплуатации. Спустя пять лет мы увидим на дорогах ещё больше ржавого железа. Население вывалит последние деньги за реальный автохлам (хоть и новый) А вдуматься: с воен.частей распродали огромное количество консервной техники. Люди покупали рукастые, реальные Русские мужики, которые знают как это эксплуатировать, как это ремонтировать. А про ДТП на дорогах это касаемо частником коммерсантов, которые преследуют основную цель - прибыль. Они на копейках экономят - что бы выйти в прибыль с этими тендерами (в которых руководят экономисты, далекие от технического) Много примеров видел. Например: армяне выигрывают тендер (разумеется в ценовой категории) на чистку дорог от снега - из техники один погрузчик и два Камаза. Через неделю один Камаз ломается (рвет гидравлику), у погрузчика на ходу вытекает масло из КПП. Техника времен СССР имела высокий уровень качества ОТК (контроль со стороны мин.обороны) Не о запрете на эксплуатацию надо говорить в данной ситуации, а о возврате и ужесточении технического контроля. А государство (точнее чиновники)отгребают только всё от своей зад... и перекладывают на наши плечи. Вопрос а зачем. нам такое руководство?! Если мы сами тогда можем всё регулировать, ремонтировать и контролировать.