Иеромонах Фотий (Мочалов) «Да исправится молитва моя»
Обложка диска. Предоставлено издателем
Победа поющего батюшки из Пафнутьево-Боровского монастыря в третьем сезоне шоу «Голос» стала резонансным событием. Одни тут же начали дежурно ныть о «неуклонной клерикализации» нашего общества и «удачном миссионерском проекте РПЦ». Другие видели в отце Фотии некий противовес ошалевший от своей безнаказанности попсе — и таковых, слава Богу, было большинство. Сдержанное поздравление Патриарха Кирилла косвенно говорило о том, что Церковь целенаправленно не снаряжала иеромонаха в шоу, но рада его победе и верит, что она может поспособствовать улучшению репутации Православия в России и нейтрализации постоянных этак либеральной фронды на клириков.
Дальнейшая судьба триумфатора, увы, не ясна. Батюшка выразил готовность отправиться в гастрольный тур и записать положенный победителю шоу по контракту с Universal диск. Однако священноначалие запретило ему затяжные гастроли, поэтому пока отец Фотий вынужден довольствоваться участием в редких сборных концертах и сольниках, как правило, проходящих в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя. В справедливости такого решения сомневаться не приходится, ведь, как истинный воин Христов, иеромонах, прежде всего необходим в месте своего прямого служения для окормления духовных чад и работы с хором обители. Но что делать многочисленным поклонникам таланта отца Фотия, поддержавшим его на телепроекте и с нетерпением ожидающим обещанного альбома?
Пока приходится утешаться самопальной компиляцией «Да исправится молитва моя», которую выпустило издательство «Благословение». О какой-то серьезной защите авторских прав в данном случае говорить, к сожалению, не приходится, поскольку такие традиционные церковные песнопения, как «Ангел вопияше», «Да исправится молитва моя» и «Придите люди» в ней и не нуждаются, а с Джошем Гробаном («Remember me») и Александрой Пахмутовой («Беловежская пуща») издатели договаривались навряд ли. Оставляет желать лучшего и качество треков, часть из которых, похоже, записана прямо с телевизора, в формате моно, с неизбежными шумами, западаниями и шумом аплодисментов. Что же касается обиходных церковных песнопений и песни «К 80-летию схиархимандрита Власия», то они взяты либо из интернета, либо с выходивших в Пафнутьевом монастыре локальными тиражами дисков Фотия, поэтому звучание здесь заметно лучше.
Но все это кажется сущими пустяками по сравнению с той силой силой воздействия, которое оказывает голос певца на настроенного на эту волну слушателя. Взять идущее первым же номером привычное песнопение вечерней службы «Да исправиться молитва моя». Чем оно может удивить христианина? Оказывается, может! Мы привыкли к тому, что начальные стихи может произносить, как Бог на душу положит, дьякон или священник, а рефрены уже подхватывают профессионально поставленными голосами хористы. А тут эти слова отец Фотий выводит настолько четко, сердечно и ювелирно, что хор совершенно меркнет на его фоне. Происходит полное погружение в молитву.
Большая удача для исполнителя — романс «Спокойной ночи, господа», известный ранее в интерпретации «голосистого» наставника Григория Лепса. Однако для адекватной подачи этого произведения одного мастерства маловато. Необходим молитвенный настрой, с которым у отца Фотия все в порядке. В его версии песня напоминает вечернее правило для тех, кто еще не пришел к Богу. Из мирских певцов «Спокойной ночи» вполне оказалась бы по плечу личности уровня Игоря Талькова. Очень хочется, чтобы батюшка записал хотя бы 1-2 альбома в подобном ключе.
Даже известные произведения в исполнении иеромонаха Фотия звучат так, что слушатель невольно поднимается над своей греховной сутью. Два-три штриха в цветаевском «Монологе» из репертуара Аллы Пугачевой — и перед нами уже не акт артистического самолюбования, а мягкое пастырское наставление. «Нежный голос» отец Фотий скромно заменил на «тихий» голос, ненавязчиво введя в текст тему смирения. А вместо вызывающей фразы «и так недолго злой» спел «я не сроднюсь с бедой», что свидетельствует о его непримиримости ко греху.
Аналогичным образом произошла перекодировка и романса на стихи Евгения Блажеевского «По дороге в Загорск». В оригинале очень чувствовалось интеллигентское сластолюбие, не позволяющее герою мириться с положением молодого отца, который лишен свободы выбора и стыдится заводить адюльтеры. Фотий вслед за Жанной Бичевской всего лишь поменял «расклад» на «разлад», тем самым установив дистанцию между собой и лирическим субъектом. Так осенняя элегия о путешествии загородные дачные пенаты превратилась в мистерию о необходимости превращения для каждого из нас внутреннего Загорска в вечный метафизический Сергиев Посад.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Концерт иеромонаха Фотия 3 октября 2016 в Областном дворце культуры
Это на ул.диктора Левитана
кажется в Октябре концерт его