Дед Мороз против Санта-Клауса

Что бы вы сказали, если бы сказочного Емелю кто-нибудь изобразил ковбоем на фоне американских прерий? Или представил бы Василису Прекрасную мулаткой? Зря смеётесь: попросите вашего ребёнка нарисовать Деда Мороза, и получите, скорее всего, Санта-Клауса. Этот старик с мощной рекламной поддержкой уже вовсю теснит нашего деда. И вот уже не подарки, а «презенты», и вместо Нового года — сплошной «Нью Йеар» (научились же мы почти без запинки обезьянничать: «Хэппи Бёздей ту Ю!» вместо «С днем рождения!»).

Дед Мороз

Прессинг со стороны чужой и чуждой нам культуры продолжается, и нам по-прежнему назойливо предлагают чужие мифы, традиции, символы и ритуалы. Хотя у нас есть свои, с огромной историей и отличной родословной. Итак, вспомним всё.

Санта-Клаус

Принято считать, что Новый год в России до Петра I не отмечали. Это не так, вернее, не совсем так. На Руси долгое время существовала традиция празднования пролетья — окончания зимы, наступления теплого времени года. Первым месяцем пролетья был март, когда отмечался авсень, овсень или тусень — народный праздник у восточных славян, который, согласно одной из версий, приходился на 1 марта в пересчете на современный григорианский календарь. Впоследствии это название было перенесено на Новый год. Согласно другому предположению, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия — в 20-х числах марта по григорианскому календарю. Само же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах (последние шесть месяцев заключали зимнее время). Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали — значит, наступил новый год.

Петр I (megabook.ru)

Вместе с христианством, которое, как принято считать, было введено на Руси в 988 году, появилось новое летоисчисление — как от сотворения мира, так и новый европейский календарь — юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта. В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком перевести Русь на новый григорианский календарь Петр I не мог, т. к. церковь жила по юлианскому. Однако царь изменил в России летоисчисление. Если прежде годы считались от сотворения мира, то теперь летоисчисление пошло от Рождества Христова. В именном указе царь объявил: «Ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век». Следует отметить, что новое летоисчисление еще долго существовало вместе со старым: в указе от 1699 года разрешалось писать в документах две даты — от сотворения мира и от Рождества Христова.

Крещение Руси (megabook.ru)

Однако наш Дед Мороз появился на Руси задолго до всех этих событий. Наши предки, древние славяне, верили в то, что духи умерших охраняют свой род, заботятся о приплоде скота и хорошей погоде. Поэтому, чтобы наградить их за заботу, каждую зиму люди дарили им подарки. В канун праздника деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы и ходила по домам, колядовала. Хозяева одаривали колядующих едой.

Как считается, смысл как раз и заключался в том, что колядующие представляли собой духов предков, которые получали награду за неустанную заботу о живущих. Среди колядующих часто был один человек, одетый страшнее всех. Как правило, ему запрещалось говорить. То был самый старый и самый грозный дух, его еще часто называли просто Дедом. Он и есть прообраз современного Деда Мороза. Только сегодня он, конечно, подобрел и не приходит за подарками, а, наоборот, приносит их сам.

Никола с избранными святыми (megabook.ru)

Как видно, происхождение русского Деда Мороза в корне отличается от европейского Санта-Клауса. Если Санта-Клаус был реальной исторической личностью (прообраз — святой Николай), которую за добрые дела возвели в ранг святых, то русский Дед Мороз — языческий дух, персонаж славянской мифологии и верований (в народном сознании Мороз постепенно сблизился с Карачуном — божеством смерти у древних славян, хотя Мороз — более безобидный образ). Несмотря на то, что современный образ Деда Мороза сформировался уже под влиянием европейского новогоднего персонажа, большинство характерных русских черт осталось. И по сей день русский Дедушка Мороз ходит в длинной шубе, в валенках и с посохом. Он предпочитает передвигаться пешком, по воздуху или на санях, запряженных резвой тройкой. Самый главный отличительный признак — наличие внучки Снегурочки. Ну, а чтобы уж совсем не путать Деда Мороза и Санта-Клауса, дадим ещё несколько советов (не стоит воспринимать их слишком серьёзно):

Цвет одежды — красный цвет:
Вряд ли это - русский Дед!

Коль на Деде сапоги —
Знай, что ходят в них враги!

Если Дед и тощ, и мелок –
Прочь гони такого смело!

Если на Деде увидел штаны —
Знай: этот Дед - не из нашей страны!

Коротка у Деда борода?
Угрожает нации беда!

Фрагмент интервью волхва Велеслава, верховоды Русско-Славянской Родноверческой Общины «Родолюбие». «Дед Мороз - языческий дух»

Комментарии читателей

Последние комментарии

Все комментарии (107)

23.08.2019, 19:06
Гость: Екатерина

. . и ты серьезно думаешь , что то что написал , принесет тебе пользу ? А чего боишься ? Вся власть на Земле и так в ваших руках , но пишите . .

18.08.2019, 20:17
Гость: Лигейя

При чем тут Рим к славянским богам? Какой Рим вы имеете в виду Христианско Католический?
Христиане заняли Рим. И претензии ваши к христианству? Настоящие римские боги были до христианства и ни на какую другую страну не относились. А если у вас были боги Родов славянских то и радейте о них. Рим вас не трогал.и не надо вещать о римских реалиях,
Вас там не было и говорите о том , что Вы своими глазами видели и не выдумывайте .

29.10.2018, 17:22
Гость: Екатерина

как приятно читать, люди, давайте вспоминать наши праздники, РОДные!!

Читайте также

Праздничный стол: какой же русский не любит вкусной еды!

В национальных кулинариях всего мира нет ни одного мало-мальски достойного рецепта, который не имел бы своего аналога у нас, причем в гораздо лучшем исполнении

За что Господь дал Николе Угоднику два праздника

 По убеждению русского человека, Святитель Николай был его первым помощником во всех делах и защитником от всех бед
Материалы по теме

Православные священники, родноверы и специалисты по русскому фольклору — в спецрепортаже КМ ТV

]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.