Велесов день: мужикам сидеть дома!

Важное место среди языческих праздников и обрядов восточных славян занимают праздники, посвященные Велесу (Волосу), одному из главнейших и древнейших восточнославянских богов, богу скота, богатства, плодородия, покровителю торговцев, охотников и землепашцев. Существовал обычай оставлять на сжатом поле «жменю колосьев Волосу на бородку»: славяне считали, что предки, покоящиеся в земле, тоже помогают её плодородию. Культ Велеса увязывался с предками, с урожаем, с благополучием рода. Травы, цветы, кусты, деревья называли «волосами земли».

Велес (megabook.ru)

В отличие от Перуна, покровителя воинов (в первую очередь — князя и дружины), Велес был покровителем всей Русской земли и ее обитателей, занятых мирным трудом.

«Скотий бог — хозяин Дикой Природы; Водчий на всех Дорогах, господин Путей, покровитель всех путешественников; Хозяин Нави, властитель Непознанного, Черный бог; Посмертный судья и прижизненный испытатель; Могучий волшебник и повелитель магии; Оборотень; Покровитель торговли, посредник в договорах и толкователь законов; Податель богатств; Бог удачи; Покровитель Волшбы» — вот далеко не полный перечень всех свойств Велеса, которыми наделяло его народное мировосприятие.

Перун (megabook.ru)

Не случайно и обилие праздников, связанных с Велесом. Собственно Велесов день приходится на середину зимы. Из-за различных методик подсчета считается, что он выпадает то на 11-е, то на 12-е, а то и на 17 февраля по григорианскому календарю. Но, в любом случае, единой остается суть Велесова дня: вся природа все еще пребывает в ледяном сне, и только одинокий Велес Коровин, наигрывая в свою волшебную дудочку, ходит-бродит по городам и весям, не давая загрустить людям. Злится Марена-зима на Велеса, напуская на него лютый мороз, а на скотину — «коровью смерть», но никак не может одолеть.

Поселяне в этот день кропят домашний скот водой, приговаривая:

«Велес, скотий бог!
Дай счастья на гладких телушек,
На толстых бычков,
Чтоб со двора шли — играли,
А с поля шли — скакали»

Молодые женщины в этот день пьют крепкий мед, чтобы «коровы были ласковы», а затем бьют своих мужей днищем (доской для прядения льна), чтобы «волы были послушные». В этот день в требу приносится коровье масло.
 

Иоанн Лествичник, Георгий и Власий, икона (megabook.ru)

После зачина женщины совершают обряд опахивания для отгона «коровьей смерти». Для этого выбирается повещалка, которая повещает по всем домам: «Пора унять лихость коровью!». Женщины омывают руки водой и утирают их рушником, который носит повещалка. Затем повещалка приказывает мужчинам «не выходить из избы ради беды великия», с воплем «Ай! Ай!» бьет в сковороду и покидает село. За ней идут женщины с ухватами, помелами, серпами и дубинами. Повещалка, сбросив с себя рубаху, произносит с неистовством клятву на «коровью смерть». Повещалке одевают хомут, подвозят соху и запрягают. Затем, с зажженными лучинами, трижды опахивают селение (капище) «межеводной» бороздой. Женщины, несмотря на мороз, следуют за повещалкой в одних рубашках, с распущенными волосами.

Горе тому, кто во время шествия попадется навстречу, будь то животное или человек. Встретившегося бьют палками без пощады, предполагая, что в его образе скрывается «коровья смерть». В стародавние времена попавшихся навстречу иногда забивали насмерть.

По окончании шествия происходил обрядовый бой Велеса и Марены. Под подбадривающий крик собравшихся «Велес, сшиби рог с зимы!» ряженый, одетый Велесом (турья личина, шкура, копье), сшибает «рог с Марены». Затем начинался сопровождающийся игрищами пир, на котором запрещалось вкушать говядину.

Крещение Руси (megabook.ru)

С Велесом напрямую связан отмечаемый 6 января по юлианскому календарю праздник Турицы — могучего зверя тура, по преданию, сына Велеса и Макоши. Славяне видели в этом празднике древнейший обряд юношеских посвящений в мужчины,когда, воплощаясь в волка, юноша должен был проявить охотничьи способности, воинскую отвагу и завалить своего первого тура.

Кроме того, Турицы — еще и пастуший праздник: в это время община приглашает к себе пастуха на очередной сезон, договаривается с ним о работе, доверяя ему драгоценное стадо на длительное время. Пастух, слуга Велесов, ставит на общий стол хмельные напитки, а община — кушанья, и праздником отмечают свой сговор. С этого момента пастух принимает заботу о стаде, а Тур помогает ему в этом деле, защищая молодых телков и готовящихся в феврале к отелу коров от различных напастей и болезней.

В июле, начиная подготовку ко Дню Перуна, воздавали честь и Велесу. В этот день земледельцы начинали покосы и заготовку сена. Последний скошенный и связанный сноп посвящался Велесу. Как полагали косари, в него во время косьбы переходил дух поля, а значит, и дух Велеса.

В эти же дни крестьяне заканчивали пахоту и начинали подготовку к озимому севу. Бытовала такая пословица: «До Велесова дня вспахать, до Перунова дня взборонить, до Спаса — посеять». Всем земледельческим работам покровительствовал Велес.

Кроме того, как считает ряд исследователей, одной из форм пережиточного поклонения Велесу являются карнавально-масленичная Комоедица и предшествующие им Святки.

В христианскую эпоху Велес, благодаря звуковой близости имён и совпадению некоторых черт культа, был сближен и ассимилирован с христианским святым Власием, покровителем скота. День святого Власия, казненного мученической смертью, как считается, в 316 году, во время гонений на христиан, Православная церковь отмечает 11 февраля по юлианскому календарю.

Остатки культа Велеса (обычно в синкретичном виде — вкупе с почитанием Святого Власия) сохранились на Русском Севере, где известны идолы Велеса/Волоса и предания о капищах в честь него; для реконструкции культа имеют значение народные иконы святого Власия, фольклорные молитвы и заговоры с его именем. Его культ иногда сближается с культом медведя как «хозяина» животных. Исследователи полагают, что медвежий культ Велеса существовал у днепровских племен еще за 2000-3000 лет до н. э.

Впрочем, после Крещения Руси значительную часть функций Велеса как покровителя Русской земли и ее простого народа в массовом представлении взял на себя святой Николай. Он же взял на себя и покровительство торговле, мореплавателям и «христолюбивому русскому воинству».

Фрагмент интервью волхва Велеслава, верховоды Русско-Славянской Родноверческой Общины «Родолюбие», о Велесовом дне, его значении для наших предков.

Комментарии читателей

Последние комментарии

Все комментарии (107)

23.08.2019, 19:06
Гость: Екатерина

. . и ты серьезно думаешь , что то что написал , принесет тебе пользу ? А чего боишься ? Вся власть на Земле и так в ваших руках , но пишите . .

18.08.2019, 20:17
Гость: Лигейя

При чем тут Рим к славянским богам? Какой Рим вы имеете в виду Христианско Католический?
Христиане заняли Рим. И претензии ваши к христианству? Настоящие римские боги были до христианства и ни на какую другую страну не относились. А если у вас были боги Родов славянских то и радейте о них. Рим вас не трогал.и не надо вещать о римских реалиях,
Вас там не было и говорите о том , что Вы своими глазами видели и не выдумывайте .

29.10.2018, 17:22
Гость: Екатерина

как приятно читать, люди, давайте вспоминать наши праздники, РОДные!!

Читайте также

Первый праздник — в честь Папы Римского

Почитание Святого Климента стало одним из символов независимости Руси

Россию развалили не в октябре, а в феврале 1917-го

День 7 Ноября – в оценках и комментариях ученых и публицистов
Материалы по теме

Православные священники, родноверы и специалисты по русскому фольклору — в спецрепортаже КМ ТV

]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.