• Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → Фронт-проекты → Русские праздники как отражение духа народа → «И за ангелами в вышних славят Бога пастухи»
12 апреля – день победы русского разума и воли
4 ноября — страшный праздник для олигархов
7 ноября — дата, требующая переосмысления
12 июня: праздник не страны, а лично Ельцина
 Видео
«Валентинов день» прикрывает языческий срам?
Иностранцы: «Важные события веселее отмечать в России!»
 Видео
За что Господь дал Николе Угоднику два праздника
 Видео
Кто и почему пытается принизить нашу Победу
День князя Святослава: праздник, достойный возрождения!
Дед Мороз против Санта-Клауса
 Видео
Хэллоуин: зачем в России насаждают западное неоязычество?
Пятница — священный день славян
Русские забавы: от лапты до кулачного боя
Русский праздничный наряд — это состояние души
«Пришлите нам таких учителей!»
Праздничный стол: какой же русский не любит вкусной еды!
Праздник Ивана Купалы: очищение огнем и водой
Русь — вотчина Пресвятой Богородицы
Перунов день — праздник воинов

Русские праздники как отражение духа народа

«И за ангелами в вышних славят Бога пастухи»

Русские поэты – о православных праздниках

Русские православные праздники нашли широкое отражение в литературе. В рамках нашего фронт-проекта мы приводили высказывания великих русских писателей, посвященных Празднику Праздников — Пасхе (гиперссылка на текст «В русском человеке есть особенное участие к Светлому Воскресению»). Но и другим двунадесятым праздникам в русской литературе посвящено немало строк, пронизанных трепетом и благоговением. Вот лишь некоторые поэтические примеры.

Рождество Христово.

Рождество Христово (megabook.ru)

Величайший после Пасхи православный праздник, праздник прихода Бога в телесном облике в земную жизнь. Младенец родился в полутемном холодном хлеву в пригороде небольшого городка Вифлеема. На место Рождения Христа указывала яркая Вифлеемская звезда, за светом которой следовали три восточных царя (или волхва) Валтасар, Каспар и Мельхиор, которые принесли в дар Божественному Младенцу золото, ладан и смирну: золото — Царю, ладан — Богу, смирну — Человеку. Рождественские образы и мотивы широко распространены в творчестве русских поэтов. Стихи русских поэтов о Рождестве часто иллюстрировались рождественскими открытками.

«Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних, -
Вот пропели петухи -
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.
Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник, -
И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран:
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ливан»

(Афанасий Фет, 1820-1892) .

Афанасий Фет (megabook.ru)

Крещение Господне.

«Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». (Мф. 3:13-17)

«Иисус главой склонился,
В воду по пояс вступил,
Дух как голубь ниспустился,
Голос с неба возопил:
«Вот мой Сын — моя отрада,
Он по благости Вам дан»…
А над ним десницу поднял
Восхищенный Иоанн!..»

(Николай Васильевич Реморов (1875-1919), священник, с 1904 года печатался в «Тамбовских епархиальных ведомостях»).

Сретение.

Славянское слово «Сретение» означает «встреча». В евангельской истории это встреча Ветхого и Нового Завета. На горе Сион в Иерусалимском Храме Марию с Иосифом, по обычаю принесших своего новорожденного ребенка для очистительной жертвы, встретил 300-летний старец Симеон, которому Дух Святой возвестил, что он не умрет, пока не увидит Спасителя мира. Симеон взял Богомладенца на руки и сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей; свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля». В храме находилась Анна Пророчица, тоже увидевшая в младенце Спасителя.

Когда она в церковь впервые внесла
дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взора небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

И только на темя случайным лучом
свет падал младенцу; но он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,

реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: он — твое продолженье и света

источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в нем». — Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. «Слова-то какие...»
И старец сказал, повернувшись к Марии:

«В лежащем сейчас на раменах твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть его будет, твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле

для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шагал по застывшему храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.

И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,

как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

(Иосиф Бродский, 1940-1996) .

Иосиф Бродский (megabook.ru)

Благовещение Пресвятой Богородицы.

Благовещение означает «благая» или «добрая» весть, весть о том, что началось освобождение человеческого рода от греха и вечной смерти. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего и Спасителя мира.

Пименовская Богоматерь (megabook.ru)

«Ты была единая от нас,
Днем Твоей мечтой владела пряжа,
Но к Тебе, святой, в вечерний час
Приступила ангельская стража.
О царица всех мирских цариц,
Дева, предреченная пророком.
Гавриил, войдя, склонился ниц
Пред Тобой в смирении глубоком.
Внемля непостижное уму,
Ты покорно опустила очи.
Буди Мне по слову твоему,
Свят! Свят! Свят! твой голос, о пророче»

(Валерий Брюсов, 1873-1924).

«Дышит тихая весна,
Дышит светами приветными…
Я сидела у окна
За шерстями разноцветными.
Подбирала к цвету цвет,
Кисти яркие вязала я…
Был мне весел мой обет:
В храм святой завеса алая.
И уста мои твердят
Богу Сил мольбы привычные…
В солнце утреннем горят
Стены горницы кирпичные…
Тихо, тихо. Вдруг в окне,
За окном, — мелькнуло белое…
Сердце дрогнуло во мне,
Сердце девичье, несмелое…
Но вошел… И не боюсь,
Не боюсь я Светлоликого.
Он как брат мой… Поклонюсь
Брату, вестнику Великого.
Белый дал он мне цветок…
Не судила я, не мерила,
Но вошел он на порог,
Но сказал,— и я поверила.
Воля Господа — моя.
Будь же, как Ему угоднее…
Хочет Он — хочу и я.
Пусть войдет Любовь Господняя…»

(Зинаида Гиппиус, 1869-1945).

Вход Господень в Иерусалим.

Церковь празднует Вход Господень в Иерусалим в последнее воскресенье Великого поста, последнее воскресенье перед Пасхой. Именно в Иерусалиме Иисус Христос решил праздновать Пасху, до которой оставалось 6 дней. Узнав о недавнем чуде воскрешения Лазаря, народ встретил Спасителя ликованием, как царя. Он въезжал на ослике, под ноги Ему подстилали одежды, кидали пальмовые ветви, кричали: «Осанна!» («Спаси же!»). Всего лишь через несколько дней эта же толпа будет кричать: «Распни его!». В этом и заключается трагизм праздника, называемого еще и Вербным воскресением — в память о пальмовых ветвях, которые на Руси заменяют веточками вербы.

«Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.
Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…
Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена —
И над душою каждою
Проносится весна».

(Афанасий Фет).

Борис Пастернак (megabook.ru)

«Когда на последней неделе
Входил Он в Иерусалим,
Осанны навстречу гремели,
Бежали с ветвями за Ним.
А дни все грозней и суровей,
Любовью не тронуть сердец,
Презрительно сдвинуты брови,
И вот послесловье, конец.
Свинцовою тяжестью всею
Легли на дворы небеса.
Искали улик фарисеи,
Юля перед Ним, как лиса.
И темными силами храма
Он отдан подонкам на суд,
И с пылкостью тою же самой,
Как славили прежде, клянут.
Толпа на соседнем участке
Заглядывала из ворот,
Толклись в ожиданье развязки
И тыкались взад и вперед.
И полз шопоток по соседству,
И слухи со многих сторон.
И бегство в Египет и детство
Уже вспоминались, как сон.
Припомнился скат величавый
В пустыне, и та крутизна,
С которой всемирной державой
Его соблазнял сатана.
И брачное пиршество в Кане,
И чуду дивящийся стол,
И море, которым в тумане
Он к лодке, как посуху, шел.
И сборище бедных в лачуге,
И спуск со свечою в подвал,
Где вдруг она гасла в испуге,
Когда воскрешенный вставал…»

(Борис Пастернак, 1890-1960) .

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru
Комментарии читателей
Оставить комментарий

Последние комментарии

Все комментарии (107)

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 23.08.2019, 19:06
    Гость: Екатерина

    . . и ты серьезно думаешь , что то что написал , принесет тебе пользу ? А чего боишься ? Вся власть на Земле и так в ваших руках , но пишите . .

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 18.08.2019, 20:17
    Гость: Лигейя

    При чем тут Рим к славянским богам? Какой Рим вы имеете в виду Христианско Католический?
    Христиане заняли Рим. И претензии ваши к христианству? Настоящие римские боги были до христианства и ни на какую другую страну не относились. А если у вас были боги Родов славянских то и радейте о них. Рим вас не трогал.и не надо вещать о римских реалиях,
    Вас там не было и говорите о том , что Вы своими глазами видели и не выдумывайте .

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 29.10.2018, 17:22
    Гость: Екатерина

    как приятно читать, люди, давайте вспоминать наши праздники, РОДные!!

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 15.04.2018, 08:50
    Гость: Гость Елена

    Понаберут на флот детей с их детскими христианскими представлениями о мире. А между тем, ведические праздники и боги были изначальными. Только не надо их искать в извращенном и упадочническом Риме. Все истоки на севере, а там ни разврат, ни кровавые жертвоприношения не практиковались.Взяли за основу жизни религию уродов, не жалуйтесь теперь, потому что вы предатели родных богов и покровителей Родов славянских.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 13.02.2018, 02:49
    Гость: Ольга

    А все потому, что слишком часто переписывает свою историю, часто меняем истину на ложь! В своём доме порядок навести не можем, а лезем в чужой! Теперь уже и Валентин нам жить мешает!?... Ну вы и даете!!!!
    Ничего плохого нет в этом празднике!Плохо с Мозгом у тех людей , которым везде мерещатся люди упавшие нравственно из-за дня всех влюблённых...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Читайте также

Дед Мороз против Санта-Клауса

Нам назойливо предлагают чужие мифы, традиции, символы и ритуалы, хотя у нас есть свои

Петр и Феврония: не влюбленность, а верность

Наш праздник, в отличие западного «Валентинова дня», прославляет не амурные шалости, а СЕМЬЮ
Материалы по теме
  • «Русские обряды и обычаи». Автор-сост. Н.А. Юдина. М., «Вече», 2005
  • М.М. Громыко, А.В. Буганов «О воззрениях русского народа». М., «Паломник», 2007
  • Юлия Мизун, Юрий Мизун «Русь ведическая». М., «АиФ Принт», 2004
  • Л.С. Лаврентьева, Ю.И Смирнов «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор». СПб, «Паритет», 2004
  • С.Д. Домников «Мать-земля и Царь-город. Россия как традиционное общество». М., «Алетейа», 2002
  • «Россия — это сама жизнь». Составитель Р. Балакшин. М., Сретенский монастырь, 2004
  • А. Некрылова «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII — начало XX века». СПб, «Азбука-Классика», 2004
  • А.П. Андреев, А.И. Селиванов «Русская традиция», М., «Алгоритм», 2004
  • А.В. Сергеева «Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность». М., «Флинта», «Наука», 2007
  • Г.В. Носовский, А.Т. Фоменко «Библейская Русь», М., «Римис», 2004
  • Г.В. Носовский, А.Т. Фоменко «Царь славян», М., «Астрель», АСТ, 2007.
Только на KM.RU

Православные священники, родноверы и специалисты по русскому фольклору — в спецрепортаже КМ ТV

Первый праздник — в честь Папы Римского
Первомай — праздник весны и труда? Или сатанистов и заговорщиков?
Россию развалили не в октябре, а в феврале 1917-го
Коляда: тайна слова и тайна праздника
8 марта и Пурим: двойное дно и незримая связь?
Что нам — карачун, древним славянам — праздник
Народные праздники как элемент патриотического воспитания
Княгине Ольге — всеобщее почтение
 Видео
Масленица – наш русский карнавал
Масленица — наш русский карнавал
Праздник 1 апреля уходит корнями в русские традиции
Петр и Феврония: не влюбленность, а верность
 Видео
Великая сила крещенской воды
 Видео
Велесов день: мужикам сидеть дома!
 Видео
«В русском человеке есть особенное участие к празднику Светлого Воскресения»
 Видео
Россия бьет праздничные рекорды
Христианство и язычество — две стороны русского праздника
Татьянин день: гуляют все!
23 февраля: сохранить, отменить или усилить Мономахом?
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.