Коляда: тайна слова и тайна праздника

Авторы Новой хронологии считают, что «Коляда» - одно из имен Христа

Издревле празднование Рождества Христова сопровождалось на Руси, да и у всех прочих славянских народов, обрядом колядования. Как сообщает книга «Русские обряды и обычаи» (М.: Вече, 2005), «с 25 декабря (Рождество по юлианскому календарю. – Прим. ред.) целую неделю ходили ребята со звездой, сделанной из бумаги, и вертепом. Звезда величиной в аршин делалась из бумаги и освещалась свечой. Вертеп — двухъярустный ящик, в котором деревянные фигуры изображали сценки, связанные с рождением Христа. Придя под окна дома, они пели сначала кондак и тропарь празднику. Звезда меж тем вращалась по кругу... хозяина с хозяйкой поздравляли с праздником, наконец восклицали на славу Божию... Тогда хозяин разрешал одному из славильщиков зайти к себе в дом и давал ему денег и угощения».

К.Трутовский. «Колядки в Малороссии»

Электронная энциклопедия «Традиция», в свою очередь, сообщает: «В редких случаях, когда хозяева отказывались слушать колядовщиков, те порицали их за жадность. В целом к приходу колядовщиков относились очень серьезно, с удовольствием принимали все величания и пожелания, старались их по возможности щедро одарить. «Непростые гости» складывали дары в мешок и отправлялись к следующему дому. В больших селах и деревнях к каждому дому приходило по 5-10 групп колядовщиков. Колядование было известно на всей территории России, но отличалось местным своеобразием».

Изначально же колядование относят к празднику языческого бога Коляды. В.Калашников в своей книге «Боги древних славян» (М.: Белый город, 2003) и Д.Гаврилов и А.Наговицын в книге «Боги славян. Язычество. Традиция» (М.: Рефл-Бук, 2002) рассказывают, что, согласно славянским верованиям, Коляда – это древний бог веселых застолий.

Статуя Христа в Рио-де-Жанейро  (megabook.ru)

Другие исследователи указывают в первую очередь на связь празднования Коляды с поворотом солнца с зимы на лето тогда, когда этот поворот становился заметным. Однако смысл самого слова «Коляда» с начала XIX века служит предметом пререкания между учеными. Некоторые из них производят это слово от следующих санскритских слов: «ку» – «воспевать»; «ла» – «Индра» (божество в ведийской мифологии и индуизме, бог-воитель, Громовержец, царь богов. – Прим. ред.); «ийа» – «слава», «свет», «блеск»; «да» – «холм», «песнь славного Индры на холме», «холмная песня славному Индре»; вообще «коляда» – «песня». Щепкин объяснял, что слово «коляда» произошло от формы «кол-ед» («вокруг едущий»). Костомаров производит «Коляду» от слова «коло» («колесо»).

Еще одна версия происхождения слова «коляда» связана с латинским kalendae. Kalendae, как считается, первоначально означало первое число каждого месяца, а потом стало употребляться в значении названия древнеримского праздника – «Январские календы». В Синодальной Кормчей 1282 года № 132 календы изъясняются как Сатурналии, праздник в честь Диониса, когда участники предавались пляскам, переряживались. Наши святки имеют несомненное сходство с римскими языческими празднествами, и даже почти совпадали с ними по времени: Сатурналии и Опалии шли от 17 до 23 декабря, и Воты – от 23 декабря до 1 января; эти празднества заканчивались Январскими календами с 1 по 5 января.

Со своей стороны, авторы-основатели Новой хронологии Анатолий Фоменко и Глеб Носовский выдвинули свою трактовку взаимосвязи празднования Рождества Иисуса Христа с днем Коляды.

Колядки

В своей книге «Царь Славян» они приходят к выводу, что подлинное Рождество Христово произошло в 1152 году т. н. новой эры, и Русь была крещена самим Христом в XII веке. Большой Катехизис XVII века утверждает, что Русь была крещена несколько раз, причем одно из крещений произошло при князе Аскольде (согласно официальной исторической версии, Аскольд – варяг из дружины Рюрика, киевский князь в 864-882 гг., правил совместно с Диром. – Прим. ред.). В Катехизисе сказано, что было ЧЕТЫРЕ крещения Руси. ПЕРВОЕ - от апостола Андрея. ВТОРОЕ крещение - от патриарха цареградского Фотия, «во время царства греческого царя, Василия Македонянина, и при великом князе Рюрике всея Руси (третье крещение. – Прим. ред.). И ПРИ КИЕВСКИХ КНЯЗЕХ ПРИ АСКОЛДЕ И ДИРЕ (четвертое крещение. – Прим. ред.)».

«Как мы теперь понимаем, Большой Катехизис дважды упомянул об одном и том же крещении Руси в XII веке, при самом Христе. Один раз, называя его апостолом Андреем («Человеком»), а второй раз - Аскольдом, то есть Исусом Колядой», - отмечают Фоменко и Носовский.

Авторы Новой хронологии указывают на практически полную тождественность евангельских сюжетов о Христе византийским хроникам, повествующим о житии и мученической кончине в конце XI века императора Андроника Комнина. Имя Андроник содержит слог «НИК» — от греческого имени богини Победы Ники. Даже враждебные Андронику хронисты отмечали, что он занимался просвещением восточных народов.

О.Соколова. «Ряженые»

«Скорее всего, Андроник-Христос, он же апостол Андрей, гостил именно на Верхней Волге, в окрестности Ярославля. Недаром говорится, что апостол Андрей дошел до Новгорода и удивился новгородским баням. Напомним, что, согласно нашим исследованиям, летописный Великий Новгород - это земли Владимиро-Суздальской Руси, расположенные вокруг Ярославля - Ярославова дворища Великого Новгорода. Возможно, этим, в частности, объясняется значение Владимиро-Суздальской Руси и Ярославля = Великого Новгорода, которое они приобрели после великого = «монгольского» завоевания. Именно здесь и была утверждена столица Великой Империи XIV-XVI веков, поскольку тут был Христос», - пишут Фоменко и Носовский.

Они также указывают на то, что культ Коляды в средние века был очень распространен. Еще в XIX-XX вв. его остатки существовали на Балканах, в России и в других местах. В частности, всем известны КОЛЯДКИ на Рождество Христово. Уже одно это обстоятельство, по мнению авторов Новой хронологии, указывает на прямую связь Коляды с Христом.

При этом Фоменко и Носовский решительно отвергают версию, будто бы поклонение Коляде - «древнейший языческий» культ, существовавший задолго до Христа. Они настаивают на том, что под именем Коляда в народных верованиях действительно выступал Христос, и в качестве доказательства приводят обрядовые песни болгар-помаков, собранные и записанные в XIX веке сербским ученым Верковичем. Хотя эти песни и относят к памятникам языческой культуры, но в них весьма полно и подробно изложены основные евангельские сюжеты. Более того, как отмечают Фоменко и Носовский, «важно, что предания и песни о Коляде сохранили многие существенные моменты истории Христа, отсутствующие в Новом Завете», в частности, «бросающиеся в глаза соответствия между песнями о Коляде и историей Андроника-Христа по Никите Хониату».

В. Татищев (megabook.ru)

Что касается вышеупомянутого князя Аскольда, то еще Василий Татищев, известный российский историк и государственный деятель (1686-1750), считал, что на самом деле был один только Аскольд, а «Дир» - это не имя человека, а титул Аскольда. Фоменко и Носовский, со своей стороны, предполагают, что слово «ДИР» (или «ТИРАР») является искажением слова «ЦАРЬ». В таком случае сочетание «Дир Аскольд» могло означать «Царь Аскольд».

«Как мы показали в книге «Царь Славян», одним из имен Христа было КОЛЯДА, - пишут Фоменко и Носовский в другой своей работе «Начало ордынской Руси». - В таком случае сразу возникает мысль, что «Аскольд» или «АС-КОЛЬД» означает «АС КОЛЯДА» или «ИСУС КОЛЯДА», т. е. Иисус Христос. Сочетание «ДИР АСКОЛЬД» могло означать «ЦАРЬ ИСУС КОЛЯДА» или «ЦАРЬ ИИСУС ХРИСТОС».

Отмечается, что Аскольд-АсКоляда БЫЛ КРЕЩЕН, т. е. принял христианство. Кроме того, над его могилой, оказывается, была возведена христианская церковь святого Николая. Фоменко и Носовский подчеркивают, что уже Татищев «подозревал прямую связь между убийством Аскольда и его КРЕЩЕНИЕМ. Вот что он пишет (в переводе на современный русский язык): «Убийство Аскольдово. Вполне вероятно, что его причиной было крещение. Может быть, киевляне, не желая принять крещения, призвали Олега (Вещий Олег. – Прим. ред.), а того охватило желание завладеть чужим владением... (О том, что Аскольд был крещен) говорит и построенная христианами церковь святого Николая над телом Аскольда. Может быть, ему (Аскольду) при крещении имя Николай дано было, чему впоследствии было много примеров, когда церкви строились (и назывались) по именам князей... Его (Аскольда) можно ПЕРВЫМ РУССКИМ МУЧЕНИКОМ считать. О крещении его патриарх Фотий писал в 863 (году), и то же сообщает Ростовский список. Но с течением времени переписчики Несторова (сказания) все перепутали».

Н. Карамзин (megabook.ru)

«Поздние романовские историки, например, Н.М. Карамзин, ясное дело, не доверяют свидетельствам о крещении Аскольда.  В рамки же нашей реконструкции оно ложится прекрасно. Аскольд-АсКоляда = Исус Коляда, т. е. Христос, действительно БЫЛ КРЕЩЕН. Крещение произошло в ЦАРЬ-ГРАДЕ («Киеве» русских летописей) или его окрестностях, - подчеркивают Носовский и Фоменко. - Теперь понятно, почему имя Аскольда-АсКоляды так тесно связано на страницах летописей с именем НИКОЛАЙ. По той простой причине, что Николай или НИКА, или же НИКА+КОЛЯДА (= Николай) - это еще одно из имен Христа. Другое его имя было Исус Коляда = АсКоляд = Аскольд».

Комментарии читателей

Последние комментарии

Все комментарии (105)

29.10.2018, 17:22
Гость: Екатерина

как приятно читать, люди, давайте вспоминать наши праздники, РОДные!!

15.04.2018, 08:50
Гость: Гость Елена

Понаберут на флот детей с их детскими христианскими представлениями о мире. А между тем, ведические праздники и боги были изначальными. Только не надо их искать в извращенном и упадочническом Риме. Все истоки на севере, а там ни разврат, ни кровавые жертвоприношения не практиковались.Взяли за основу жизни религию уродов, не жалуйтесь теперь, потому что вы предатели родных богов и покровителей Родов славянских.

13.02.2018, 02:49
Гость: Ольга

А все потому, что слишком часто переписывает свою историю, часто меняем истину на ложь! В своём доме порядок навести не можем, а лезем в чужой! Теперь уже и Валентин нам жить мешает!?... Ну вы и даете!!!!
Ничего плохого нет в этом празднике!Плохо с Мозгом у тех людей , которым везде мерещатся люди упавшие нравственно из-за дня всех влюблённых...

Читайте также

«И за ангелами в вышних славят Бога пастухи»

Русские поэты – о православных праздниках

Русские забавы: от лапты до кулачного боя

Испокон веку праздничное веселье на Руси не обходилось без разнообразных игр и состязаний
Материалы по теме

Православные священники, родноверы и специалисты по русскому фольклору — в спецрепортаже КМ ТV

]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.