• Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → Фронт-проекты → Русские праздники как отражение духа народа → Россию развалили не в октябре, а в феврале 1917-го
12 апреля – день победы русского разума и воли
4 ноября — страшный праздник для олигархов
7 ноября — дата, требующая переосмысления
12 июня: праздник не страны, а лично Ельцина
 Видео
«Валентинов день» прикрывает языческий срам?
Иностранцы: «Важные события веселее отмечать в России!»
 Видео
За что Господь дал Николе Угоднику два праздника
 Видео
Кто и почему пытается принизить нашу Победу
День князя Святослава: праздник, достойный возрождения!
Дед Мороз против Санта-Клауса
 Видео
Хэллоуин: зачем в России насаждают западное неоязычество?
Пятница — священный день славян
Русские забавы: от лапты до кулачного боя
Русский праздничный наряд — это состояние души
«Пришлите нам таких учителей!»
Праздничный стол: какой же русский не любит вкусной еды!
Праздник Ивана Купалы: очищение огнем и водой
Русь — вотчина Пресвятой Богородицы
Перунов день — праздник воинов

Русские праздники как отражение духа народа

Россию развалили не в октябре, а в феврале 1917-го

Неоднозначность и противоречивость праздника 7 ноября и стоящих за этой датой событий отразились и в комментариях экспертов KM.RU, которые мы приводим в рамках нашего фронт-проекта.

Сергей Кара-Мурза

Сергей Кара-Мурза, советский и российский ученый, профессор, автор работ по истории СССР, теоретик науки, социолог, политолог и публицист:

– 7 ноября – это настолько важная веха в истории (причем не только России), что произвольная, основанная на чисто идеологических соображениях отмена этого праздника, на мой взгляд, была неправильной. Очевидно, наши реформаторы наломали порядком дров в начале 1990-х гг., их мотивы вполне понятны. Изменяя праздничный календарь, они хотели переформатировать общественное сознание в целях легитимации собственного разрушительного курса. Но этого категорически нельзя было делать – вне зависимости от того, как вы относитесь к победе большевиков. Безусловно, оценка Октябрьской революции[2], как и любого другого события подобного масштаба, может быть неоднозначной. Вообще любая революция неизбежно является социальной катастрофой. Как известно, после октября 1917 года подверглись репрессиям и так или иначе пострадали целые социальные группы. К тому же следует иметь в виду, что революция в России началась не в 1917 году, а гораздо раньше – еще в XIXвеке: то же самое народничество было революционным движением. А горячая фаза революции продолжалась до конца 1930-х гг. Более того, эхо тех событий мы слышим и в наши дни. Облик нового Запада определила Реформация как религиозное течение, которое означало разрыв со всей предшествующей духовно-мировоззренческой парадигмой. Следующим переломным этапом стала русская революция, которая задала всему миру (в первую очередь незападному) новый вектор развития. Так что весь современный мир по большому счету идейно-духовно вырос из русской революции. Да и западная модель развития претерпела значительные изменения в сторону усиления солидарных начал общественного жизнеустройства. Вот почему большинство западных мыслителей признают значение 7 ноября как события всемирно-исторического масштаба. Наши же либералы, пытаясь вычеркнуть эту дату из календаря, шли против воли большинства населения нашей страны, о чем свидетельствовали результаты многих социсследований. В любом случае, так беспардонно плевать на свою собственную историю, повторю, ни в коем случае было нельзя. 

Михаил Смолин

Михаил Смолин, кандидат исторических наук, публицист:

– Честно говоря, к отмене празднования 7 ноября я отношусь совершенно спокойно. По-моему, этот праздник уже лет 20 как изжил себя, поскольку мы живем в другом государстве. Может быть, исторически оно, конечно, и связано с Советским Союзом, но традиция отмечать день Октябрьской революции сегодня становится узкопартийным делом – если мы говорим о КПРФ и ее союзниках. В этом смысле я считаю, что отмена этого праздника как государственного совершенно адекватна. Кстати говоря, идея отмечать в начале ноября День народного единства совсем неплохая. Это может быть своеобразным переходным этапом, чтобы у людей, которые уже привыкли к красной дате календаря в эти дни, не было ощущения, что их лишили праздника. Наверное, это – действительно интересная находка, потому что, с моей точки зрения, праздновать окончание Смуты гораздо адекватнее, чем отмечать ее начало (каковым, по большому счету, и было 7 ноября).

Что касается моего непосредственного отношения к тому событию, которое в советский период называлось «Великая Октябрьская социалистическая революция», то оно лишь дополнило события в рамках Большой смуты, которая продолжалась в России с начала XXвека. Скажем так, ноябрь – это некоторое углубление Февральской революции, которое привело к кровавым последствиям. Как писал Лев Тихомиров (русский общественный деятель XIX– начала XXв. – Прим. ред.), либералы и социалисты – это как начало и конец единого процесса. Т. е. либералы начинают раскачивать государство, а социалисты его хоронят. Первые – это люди менее последовательные, которые хотели оставить немного «севрюжинки» для себя. А последние были готовы закопать тех вместе с «севрюжинкой». Получается, что 7 ноября – это праздник победы более последовательных революционеров над менее последовательными. К сожалению, здесь страна, в любом случае, проиграла. В результате более последовательные и решительно настроенные революционеры решили на корню уничтожить традицию, а, следовательно, и большое количество населения, которое с этим сломом традиции было несогласно. Речь идет и о дворянстве, и о крестьянстве, и о духовенстве, и даже о рабочем классе, который в советское время, в 1930-е гг., был практически заново создан.

Рано или поздно надо закрывать страницы истории, которые привели к большой крови, чтобы попытаться восстановить более глобальную историческую традицию, которой более 1000 лет. Обычно, когда начинают говорить о «советской цивилизации», у меня сразу возникает вопрос: может ли быть цивилизация длительностью в 70 лет? Как мне кажется, 70 лет – это исторический миг. Часто ссылаются на то, что советский строй воспроизвел многие архетипы нашей исконной цивилизации. Я считаю, что это вряд ли можно ставить в заслугу компартии. Скорее следует говорить о действии законов общественного развития. Когда социальная система, пережив слом или стресс, сама по себе стремится восстановить свое предыдущее состояние – по аналогии с ранами и повреждениями, которые в человеческом организме со временем затягиваются.

Михаил Леонтьев

Михаил Леонтьев, журналист, публицист, телеведущий:

– На вопрос о том, стоило ли российским властям отменять празднование 7 ноября, еще несколько лет назад я мог бы ответить совсем коротко. Но теперь не могу: сегодня коротко говорить про Октябрь уже сложно. Конечно, Октябрьская революция была национальной трагедией и катастрофой. Я даже не хочу рассуждать на тему, революция это была или переворот. Гражданская война (а 7 ноября был одним из ключевых актов в ее раскручивании) – это самая грязная и поганая вещь, которую только можно себе представить. Люди, которые раскручивают в стране «гражданку», находясь в здравом уме и твердой памяти, – это подонки. Участвовать в гражданской войне человек может, а иногда даже должен. Но начинать ее – это подонство.

Если же говорить об историческом значении этого события, то это уже более сложный вопрос. С одной стороны, это, конечно, было предательство и «удар в спину» империи. А с другой, как ни парадоксально это прозвучит, может быть, это был объективно единственный способ ее спасти. Потому что то, что произошло с Российской империей в 1917 году, и то, что произошло в 1991 году с Советским Союзом («второй редакцией» той же самой империи), произошло не из-за каких-то «злых дядей», а потому, что обе империи сгнили изнутри. Такие вещи не происходят случайно. Хотя, в принципе, многие историки правильно пишут, что Российская империя к 1917 году с точки зрения экономических и военных параметров, в общем, была вполне здоровой страной. Т. е. в итоге она была не столько сокрушена извне, сколько сгнила изнутри. То же самое потом произошло и с Советским Союзом. Макроэкономическая нестабильность, которая сложилась к 1991 году, – это еще не повод для того, чтобы «сливать» страну, но только в том случае, если страна не сгнила изнутри. Так что 7 ноября 1917 года – это, безусловно, трагическая дата. И я считаю абсолютно правильным решение нашей власти, когда на этот праздник «наложили» 4 ноября – День почитания иконы Казанской Божьей Матери. Другое дело, что эти даты необходимо «связать» так, чтобы новый праздник «перекрыл» и содержательно «поглотил» бывшую годовщину т. н. Великой Октябрьской социалистической революции. Но для этого сама Россия должна стать другой. Для этого требуется другое мировоззренческое состояние страны. Это – та задача, которую нашему обществу еще предстоит решить.

Юрий Крупнов

Юрий Крупнов, государственный, политический и общественный деятель, писатель, публицист:

– Как бы мы ни относились с идеологической точки зрения к тому, что произошло 24-25 октября (по старому стилю) 1917 года, русская революция в целом по своей значимости является событием всемирного масштаба. Следует четко понимать, что эта революция произошла не потому, что плохие большевики захотели взять власть в свои руки. Это стало возможно вследствие накопившихся в обществе социальных противоречий. Однако, несмотря на весь безусловный трагизм и пролившуюся кровь, революция все же дала шанс стране и миру. Напомню, что до самого распада СССР западный мир буквально наслаждался демократией, а общества в западных странах пользовались множеством социальных льгот и преференций. Такое было возможно только потому, что перед лицом Запада все время был пример СССР, правительства западных стран все время испытывали давление со стороны общественности. Как известно, с развалом Советского Союза практически везде окончательно восторжествовала неолиберальная доктрина. И даже в самых демократических и социально ориентированных государствах мы сегодня подчас наблюдаем обратные процессы. Вот почему революция 1917 года в любом случае является событием всемирно-исторического значения. И мы имеем основания гордиться тем, что Россия внесла такой существенный вклад в мировое развитие. Как отмечать этот день – другой вопрос: кто-то, возможно, хочет 7 ноября плясать, а кто-то – плакать. Но вообще никак не отмечать эту дату, на мой взгляд, является признаком высшего провинциализма. Конечно, как и любая революция, события в октябре 1917-го привели к пролитию крови. Однако не стоит подходить к революции с критериями, которые мы применяем для оценки какого-нибудь мирного, благополучного периода развития страны. По определению, любая революция – это не что иное, как сверхперезревшие, гипертрофированные социальные противоречия в их разрешении в кратчайшие исторические сроки. Так или иначе, это всегда приводит к гражданской войне, крови и переворотам.

Есть еще один важный момент, который нужно иметь в виду. Рассуждая о революции, мы в основном говорим про Октябрь и большевиков. Но нужно помнить, что реальный развал Российской империи случился раньше – еще до прихода к власти большевиков. Это произошло в феврале 1917 года. И осуществили этот развал не большевики, которые тогда в основном находились в эмиграции и были достаточно маргинальны по численности, а «февралисты», т. е. представители тех либеральных сил, которые потом составили основу Белой армии, включая великих князей и руководителей Думы. Именно эти люди, по сути, принудили царя[4] к отречению и развалили Российскую империю. А все началось с того, что с помощью своего печально знаменитого «приказа № 1» эти люди развалили российскую армию. Так что к октябрю большевикам уже не оставалось ничего иного, как просто взять (а, точнее говоря, подобрать) власть в свои руки. Таким образом, главный вопрос – не в октябре 1917 года, а в том, что происходило в феврале того же года. И до тех пор, пока мы не сделаем акцент на февральских событиях, мы никогда не сможем объективно и максимально беспристрастно отнестись к октябрю.   

Сергей Михеев

Сергей Михеев, вице-президент Центра политических технологий:

– Если говорить про Октябрьскую революцию, которую некоторые историки предпочитают называть «октябрьским переворотом», то это, конечно, было достаточно неоднозначное событие. Соответственно, и отношение к нему не может быть однозначным. Но лично я скорее склоняюсь к тому, что официальное празднование Октябрьской революции неактуально. Праздновать то, что случилось в ноябре (или в октябре по старому стилю) 1917 года, достаточно странно, поскольку, по сути, Россия была тогда поставлена на грань полной катастрофы, а ее последующее возрождение произошло в значительной мере не благодаря, а вопреки событиям 1917 года. Сталинская сверхжесткая централизация в управлении и прочие издержки советского строя как раз понадобились для того, чтобы спасти разваливающуюся страну и превратить Советский Союз в полноценного преемника погибшей Российской империи.

Николай II

Тем не менее, повторюсь, сами по себе события осени 1917 года – достаточно неоднозначные, и продолжать их праздновать было бы странно. Другое дело, что возможен был такой вариант: не отмечать «Великий Октябрь» официально, а оставить 7 ноября в качестве выходного дня. По крайней мере, на какое-то время, пока в нашем обществе есть значительное количество приверженцев коммунистической идеи. Т. е. отмечать этот день можно было бы по принципу «кто хочет, тот и празднует». Это был бы некий компромисс.

Штурм Кремля в 1917 году (megabook.ru)

Что касается праздника 4 ноября как своеобразной замены дню 7 ноября, то выглядит эта замена несколько топорно. Другое дело, что если вникнуть в саму суть этой даты – 4 ноября, то следует признать, что она действительно является значительной. Во-первых, она связана с изгнанием иноземных захватчиков, а во-вторых, это – пример самоорганизации русского общества, которое на тот момент было просто предано властью. И только сам народ, пойдя по пути самоорганизации, смог отстоять суверенитет страны. Однако, несмотря на всю привлекательность этой даты, очевидно, что наши власти вспомнили о ней исключительно потому, что потребовалось срочно найти замену 7 ноября. В итоге все это выглядит каким-то притянутым за уши.

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru
Комментарии читателей
Оставить комментарий

Последние комментарии

Все комментарии (107)

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 23.08.2019, 19:06
    Гость: Екатерина

    . . и ты серьезно думаешь , что то что написал , принесет тебе пользу ? А чего боишься ? Вся власть на Земле и так в ваших руках , но пишите . .

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 18.08.2019, 20:17
    Гость: Лигейя

    При чем тут Рим к славянским богам? Какой Рим вы имеете в виду Христианско Католический?
    Христиане заняли Рим. И претензии ваши к христианству? Настоящие римские боги были до христианства и ни на какую другую страну не относились. А если у вас были боги Родов славянских то и радейте о них. Рим вас не трогал.и не надо вещать о римских реалиях,
    Вас там не было и говорите о том , что Вы своими глазами видели и не выдумывайте .

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 29.10.2018, 17:22
    Гость: Екатерина

    как приятно читать, люди, давайте вспоминать наши праздники, РОДные!!

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 15.04.2018, 08:50
    Гость: Гость Елена

    Понаберут на флот детей с их детскими христианскими представлениями о мире. А между тем, ведические праздники и боги были изначальными. Только не надо их искать в извращенном и упадочническом Риме. Все истоки на севере, а там ни разврат, ни кровавые жертвоприношения не практиковались.Взяли за основу жизни религию уродов, не жалуйтесь теперь, потому что вы предатели родных богов и покровителей Родов славянских.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 13.02.2018, 02:49
    Гость: Ольга

    А все потому, что слишком часто переписывает свою историю, часто меняем истину на ложь! В своём доме порядок навести не можем, а лезем в чужой! Теперь уже и Валентин нам жить мешает!?... Ну вы и даете!!!!
    Ничего плохого нет в этом празднике!Плохо с Мозгом у тех людей , которым везде мерещатся люди упавшие нравственно из-за дня всех влюблённых...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Читайте также

23 февраля: сохранить, отменить или усилить Мономахом?

Традиции нужно уважать. Но и историческую правду – тоже

Петр и Феврония: не влюбленность, а верность

Наш праздник, в отличие западного «Валентинова дня», прославляет не амурные шалости, а СЕМЬЮ
Материалы по теме
  • «Русские обряды и обычаи». Автор-сост. Н.А. Юдина. М., «Вече», 2005
  • М.М. Громыко, А.В. Буганов «О воззрениях русского народа». М., «Паломник», 2007
  • Юлия Мизун, Юрий Мизун «Русь ведическая». М., «АиФ Принт», 2004
  • Л.С. Лаврентьева, Ю.И Смирнов «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор». СПб, «Паритет», 2004
  • С.Д. Домников «Мать-земля и Царь-город. Россия как традиционное общество». М., «Алетейа», 2002
  • «Россия — это сама жизнь». Составитель Р. Балакшин. М., Сретенский монастырь, 2004
  • А. Некрылова «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII — начало XX века». СПб, «Азбука-Классика», 2004
  • А.П. Андреев, А.И. Селиванов «Русская традиция», М., «Алгоритм», 2004
  • А.В. Сергеева «Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность». М., «Флинта», «Наука», 2007
  • Г.В. Носовский, А.Т. Фоменко «Библейская Русь», М., «Римис», 2004
  • Г.В. Носовский, А.Т. Фоменко «Царь славян», М., «Астрель», АСТ, 2007.
Только на KM.RU

Православные священники, родноверы и специалисты по русскому фольклору — в спецрепортаже КМ ТV

Первый праздник — в честь Папы Римского
Первомай — праздник весны и труда? Или сатанистов и заговорщиков?
Коляда: тайна слова и тайна праздника
8 марта и Пурим: двойное дно и незримая связь?
Что нам — карачун, древним славянам — праздник
Народные праздники как элемент патриотического воспитания
Княгине Ольге — всеобщее почтение
 Видео
«И за ангелами в вышних славят Бога пастухи»
Масленица – наш русский карнавал
Масленица — наш русский карнавал
Праздник 1 апреля уходит корнями в русские традиции
Петр и Феврония: не влюбленность, а верность
 Видео
Великая сила крещенской воды
 Видео
Велесов день: мужикам сидеть дома!
 Видео
«В русском человеке есть особенное участие к празднику Светлого Воскресения»
 Видео
Россия бьет праздничные рекорды
Христианство и язычество — две стороны русского праздника
Татьянин день: гуляют все!
23 февраля: сохранить, отменить или усилить Мономахом?
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.