Великая сила крещенской воды

Что обычный человек, крещеный, но не особо разбирающийся в вопросах Веры, знает о празднике Крещения? Что отмечается он 19 января в воспоминание о крещении Иисуса Христа в реке Иордан; что в этот день православные в России купаются в прорубях в освященных водоемах и не заболевают, какой бы сильный мороз ни стоял на дворе; что набранная в этот день простая водопроводная вода, постоявшая ночь в открытой посуде под звездами, потом не портится целый год.

Иоанн Креститель (megabook.ru)

Если попытаться объяснить атрибутику праздника вне религиозной составляющей, окажется, что в одном случае это будет сравнительно легко, а в другом — не очень. Более или менее все понятно с прорубью: окунается в нее человек не с бухты-барахты, а на пике эмоционального подъема, в яркой атмосфере праздника, у всех на виду (а на миру, как утверждает поговорка, и смерть красна) — вот и не заболевает. Краткосрочная пиковая нагрузка, поддерживаемая напряжением духовных и физических сил, идет ему только на пользу, или, по крайней мере, не вредит.

Но как быть с водой? Ведь действительно же не портится, и любой может в этом легко убедиться. Крещенская вода, хранимая в обычной трехлитровой банке под неплотной полиэтиленовой крышкой, будучи открытой, например, летом, через 6 (!) месяцев после Крещения остается свежей, будто бы ее набрали лишь вчера, хотя по всем законам природы должна бы испортиться. Объяснить этот феномен не может никто из неверующих людей, хотя попытки предпринимались неоднократно. Особенно запомнился такой, например, довод атеиста: «Наверное, в этот день на небе наблюдается особое расположение звезд, которое и придает воде новые свойства». Человек, прибегший к этому аргументу, даже не заметил, как вступил в противоречие сам с собой, ибо даже если это так, то что означает такое расположение звезд, как не Божий промысел?

Река Иордан (megabook.ru)

Но вернемся к собственно празднику. О Крещении Господнем повествуется во всех четырех Евангелиях (Матфей 3:13-17; Марк 1:9-11; Лука 3:21-23; ср. Иоанн 1:33-34). Согласно святым евангелистам, перед выходом на проповедь Иисус пришел на реку Иордан, где Иоанн Креститель, проповедуя покаяние в грехах, крестил народ, и Сам принял от него крещение. Когда Иисус Христос вышел из воды и молился, отверзлись небеса, и Дух Святой в виде голубя сошел на Него, и послышался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Праздник Крещения, относящийся к двунадесятым (т. е. 12 главным праздникам Православной Церкви), называется также Богоявлением, поскольку при Крещении Господа явилась Божественная Троица: Бог Отец (глаголющий о Сыне), Сын Божий (крестившийся от Иоанна и засвидетельствованный от Бога Отца) и Дух Святой (сошедший на Сына в виде голубя).

Церковь празднует Крещение Господне, как считается, с III в. от Рождества Христова. Первое упоминание содержится в «Строматах» Климента Александрийского, который пишет, что последователи Василида празднуют Крещение Спасителя и называют его Богоявлением, т. к., по их мнению, Христос стал Сыном Божиим именно со времени Крещения и сошествия на Него Святого Духа.

В праздновании Крещения много общего с празднованием Рождества. Крещение имеет 4 дня предпразднства (со 2 (15) по 5 (18) января) и 8 дней попразднества. Канун праздника называется сочельником. Это - день строгого поста; служится вечерня с литургией Василия Великого, после которой совершается Великое освящение воды с пением тропаря «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи».

Гюстав Доре, Крещение Христа (megabook.ru)

Освящение воды может совершаться и в сам день праздника, на источниках, реках и колодцах. Выход на реку для освящения воды именуется «хождением на Иордан». Освященная в праздник вода называется богоявленской и считается великой святыней. Церковь употребляет ее для окропления храмов и жилищ, а также назначает пить ее тем, кто не может быть допущен к причащению.

Праздничное водоосвящение получило начало в Иерусалимской Церкви, и еще в IV-V вв. совершалось только в ней. В Иерусалиме был обычай выходить на реку Иордан для воспоминания Крещения Спасителя.

Слово «крещаю», «крещу» в переводе с греческого означает «погружаю в воду». Нельзя понять смысла и важности крещения, не уяснив прежде символического и реального значения воды в Ветхом Завете. Вода — начало жизни. Именно из воды, оплодотворенной животворящим Духом, произойдут все живые существа. Где нет воды — там пустыня.

В память того, что Спаситель Своим Крещением освятил воду, бывает водосвятие; накануне праздника вода освящается в храмах, в самый же праздник Богоявления — в реках или других местах, где берут воду.

Крещение Иоанново было символическим и означало, что как тело омывается и очищается водою, так и душа человека, кающегося и уверовавшего в Спасителя, будет очищена от всех грехов Христом. Сам Иоанн восклицал: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1, 7-8).

И вот к нему приходит Иисус из Назарета. Иоанн, считая себя недостойным крестить Иисуса, стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 14-15).

После Крещения Христа крещение для людей — уже не просто символ очищения. Здесь Иисус явил Себя миру как Христос, Сын Божий. «Я видел, я свидетельствую: Он — Избранник Божий», — подтверждает Иоанн Креститель. Богоявление открыло нам великую Божественную тайну Святой Троицы. Теперь каждый окрещающийся приобщается к этой тайне, по словам Христа к Своим ученикам: «Идите, научите все народы, крест их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19).

Святки — две недели зимних праздников, начинающихся с Рождественского сочельника 6 января и заканчивающихся Крещением 19 января. По церковному календарю крайние даты этого периода посвящены памяти о евангельских событиях Рождения Христа и Крещения Его в Иордане (Богоявление).

Фрагмент интервью игумена Сергия (Рыбко), настоятеля храма преподобного Сергия Радонежского. «Великий праздник Богоявления».

Комментарии читателей

Последние комментарии

Все комментарии (107)

23.08.2019, 19:06
Гость: Екатерина

. . и ты серьезно думаешь , что то что написал , принесет тебе пользу ? А чего боишься ? Вся власть на Земле и так в ваших руках , но пишите . .

18.08.2019, 20:17
Гость: Лигейя

При чем тут Рим к славянским богам? Какой Рим вы имеете в виду Христианско Католический?
Христиане заняли Рим. И претензии ваши к христианству? Настоящие римские боги были до христианства и ни на какую другую страну не относились. А если у вас были боги Родов славянских то и радейте о них. Рим вас не трогал.и не надо вещать о римских реалиях,
Вас там не было и говорите о том , что Вы своими глазами видели и не выдумывайте .

29.10.2018, 17:22
Гость: Екатерина

как приятно читать, люди, давайте вспоминать наши праздники, РОДные!!

Читайте также

Княгине Ольге — всеобщее почтение

Легендарную правительницу чествуют и христиане, и язычники

Пятница — священный день славян

Он был связан с почитанием языческой богини Мокоши
Материалы по теме

Православные священники, родноверы и специалисты по русскому фольклору — в спецрепортаже КМ ТV

]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.