• Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → Фронт-проекты → Русские праздники как отражение духа народа → Народные праздники как элемент патриотического воспитания
12 апреля – день победы русского разума и воли
4 ноября — страшный праздник для олигархов
7 ноября — дата, требующая переосмысления
12 июня: праздник не страны, а лично Ельцина
 Видео
«Валентинов день» прикрывает языческий срам?
Иностранцы: «Важные события веселее отмечать в России!»
 Видео
За что Господь дал Николе Угоднику два праздника
 Видео
Кто и почему пытается принизить нашу Победу
День князя Святослава: праздник, достойный возрождения!
Дед Мороз против Санта-Клауса
 Видео
Хэллоуин: зачем в России насаждают западное неоязычество?
Пятница — священный день славян
Русские забавы: от лапты до кулачного боя
Русский праздничный наряд — это состояние души
«Пришлите нам таких учителей!»
Праздничный стол: какой же русский не любит вкусной еды!
Праздник Ивана Купалы: очищение огнем и водой
Русь — вотчина Пресвятой Богородицы
Перунов день — праздник воинов

Русские праздники как отражение духа народа

Народные праздники как элемент патриотического воспитания

Традиционная празднично-обрядовая культура русского народа представляет  его многовековой концентрированный опыт, совокупность традиций, обрядов, обычаев и суеверий. Все это – мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.

Этнограф и фольклорист К.В. Чистяков отмечает: «Традиция – сеть (система) связей настоящего с прошлым, причем при помощи этой сети совершается определенный отбор стереотипов, которые затем опять воспроизводятся. Общество без традиций также невозможно, как общество без культуры».

Корни большинства народных праздников уходят во времена язычества. Многие из древних обрядов и ритуалов сохранились в народной традиции до наших дней: часть таких обрядов церковь умело приспособила к своим праздникам, а отдельные народные праздники стали частью или продолжением церковных праздников. Объединение этих двух традиций произошло так естественно, что столетиями быт подавляющей массы русского народа и других народов, проживающих с ним рядом, развивался по устоявшемуся поколениями циклу: рождение, взросление, свадьба, рождение детей, старость, смерть. То же наблюдается и в ежегодной повторяемости времен года и связанных с ними сезонных сельскохозяйственных работ: вспашка, сев, созревание, уборка урожая.

В соответствии с этим появились два основных вида обрядов: во-первых, обряды календарно-земледельческого круга и, во-вторых, социальные или семейно-бытовые обряды.

Первый вид обрядов возник на почве (в прямом и переносном смыслах слова) земледельческого быта. Однако их тематика шире: они делили год земледельца на определенные отрезки времени, отмечали переход от одного периода к другому и в целом должны были способствовать воспроизведению и самого человека, и окружающей его среды (растительности, животных) в масштабах года и в рамках годичной повторяемости. Поэтому в календарной обрядности встречается взаимное переплетение производственной, сельскохозяйственной и человеческой, брачной обрядности.

http://www.art-in-exile.com/forums/photopost/showphoto.php?photo=2334&ppuser=1

К.Е. Маковский «Святочные гадания»

Второй вид обрядов связан с биолого-социальным развитием человека и отражает три основные фазы в его жизни: рождение, вступление в брак, смерть. Это и способствовало появлению трех форм обрядности – родильной, свадебной и похоронной. Обряды же календарно-земледельческого круга связаны с землей, солнцем, небом.

Начинали цикл Святки – зимний праздник, длящийся две недели от Рождественского сочельника 6 января (25 декабря по юлианскому календарю) до Крещения 19 января (6 января по юлианскому календарю).

Старый Новый год как бы делит Святки на две половины. Время от Рождества Христова до 13 января называют «святыми вечерами», а от новолетия до Крещения – «страстными вечерами».

Символом приближающейся весны были наполнены обряды другого двунадесятого православного праздника – Сретения Господня (в народе – Устреченья), отмечаемого 15 февраля по новому стилю. Считается, что в этот день зима с летом встречаются.

Масленица (megabook.ru)

Воистину народным праздником считается Масленица. Ее празднование связано с лунным календарем: оно начинается за 8 недель до первого весеннего полнолуния и приходится на конец февраля – начало марта. Масленица длится целую неделю и традиционно связана с проводами зимы и встречей весны.

Праздником весны считались отмечаемые 22 марта (т. е. практически совпадающие с днем весеннего равноденствия) «Сороки», вторая встреча весны. Согласно верованиям крестьян, в этот день сорок птиц прилетают из теплых краев. Крестьяне полагали, что приход весны можно ускорить, выполнив определенные обрядовые действия. Сегодня мы можем довольствоваться лишь записями «заклинаний весны», особыми песнями – закличками (веснянками) да выпечкой из теста фигурок птиц: «жаворонушков», «птюшек», «куликов», «сорок». Вечером ребятишки съедали «жаворонков», а остатки бросали в реку, отдавали скотине либо зарывали в землю, веря, что обрядовые фигурки принесут благополучие. Здесь же исполнялись особые песни-прибаутки.

http://www.hollyroad.ru/posts/category/pimonenko

Н.Пимоненко «Пасхальная заутреня в Малороссии»

Перекликается с народными традициями и православный Праздник Праздников – Пасха, Светлое Христово Воскресенье. В т. ч. это обычай дарить яйца, который существовал у язычников задолго до Рождества Христово.

Следующее воскресенье после Пасхи, именуемое в православии Антипасхой («напротив Пасхи»), в народе называется Красной горкой. Это известный с древнерусских времен весенний праздник у восточных славян. Красная горка – праздник веселья, хороводов, торжеств, символизирующий полный приход весны и, помимо прочего, встречу парней и девушек. Весна – это начало новой жизни для всей природы, поэтому Красная горка – это еще и первое весеннее гуляние молодых девушек. Игры и гулянья происходили на пригорках, раньше других освобождавшихся от снега, отсюда название – «красная» (т. е. красивая) горка. Другое объяснение названия праздника таково: в этот день наши предки играли в весьма необычную игру – они катали яйца с горки (как раз те яйца, которые красили на Пасху), и от яичной шелухи горка действительно становилась красной. Смысл игры заключался в том, чтобы запустить яйцо так, чтобы оно коснулось яйца «противника», и тогда удачливый игрок забирал себе оба яйца. Яйца потом не выбрасывали, а ели.

http://www.pravmir.ru/krasnaya-gorka-soblazn-yazychestvom-ili-dobraya-vstrecha-vesny/

М.В. Боскин «Хоровод»

Обычно в России к Красной горке приурочивались свадьбы: это – самый популярный день для заключения браков, для венчания и соединения новых пар перед лицом Бога. Старинная русская пословица гласила: «Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведется». В дореволюционной России Красная горка была одним из любимейших народом праздников.

Что касается обрядов, связанных с рождением, родами, то они окружались покровом тайны, а крещение ребенка происходило торжественно в присутствии близких людей.

Детский календарный фольклор представлен песнями календарно-земледельческого круга (колядки, щедровки, веснянки, купальские песни) разнообразными закличками (дождю, радуге, солнцу – с просьбами мочить, обогреть), считалками, играми (драматические, спортивные и хороводные, способствующими физическому развитию детей, усовершенствованию тех или иных навыков – например, прятки, салки, «волк и гуси»). Так, различные варианты игры в прятки содержат в себе отзвуки старинных приемов воспитания детей, формирования и развития личности ребенка, когда детей готовили к ратному делу и охоте.

Но сегодня, как показывают социологические опросы, дети начальных классов в современной России не знают, что такое народные традиции, народные праздники, обряды. Лишь 20% опрошенных детей имеют о них представление благодаря своим бабушкам и дедушкам. В средних и старших классах ситуация немногим лучше. Отсюда вывод: воспитание истинно русского гражданина, патриота своей Родины нужно начинать с малого – с изучения традиций, праздников и обрядов, сложившихся на Руси как в дохристианскую, так и в христианскую эпохи.

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru
Комментарии читателей
Оставить комментарий

Последние комментарии

Все комментарии (107)

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 23.08.2019, 19:06
    Гость: Екатерина

    . . и ты серьезно думаешь , что то что написал , принесет тебе пользу ? А чего боишься ? Вся власть на Земле и так в ваших руках , но пишите . .

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 18.08.2019, 20:17
    Гость: Лигейя

    При чем тут Рим к славянским богам? Какой Рим вы имеете в виду Христианско Католический?
    Христиане заняли Рим. И претензии ваши к христианству? Настоящие римские боги были до христианства и ни на какую другую страну не относились. А если у вас были боги Родов славянских то и радейте о них. Рим вас не трогал.и не надо вещать о римских реалиях,
    Вас там не было и говорите о том , что Вы своими глазами видели и не выдумывайте .

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 29.10.2018, 17:22
    Гость: Екатерина

    как приятно читать, люди, давайте вспоминать наши праздники, РОДные!!

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 15.04.2018, 08:50
    Гость: Гость Елена

    Понаберут на флот детей с их детскими христианскими представлениями о мире. А между тем, ведические праздники и боги были изначальными. Только не надо их искать в извращенном и упадочническом Риме. Все истоки на севере, а там ни разврат, ни кровавые жертвоприношения не практиковались.Взяли за основу жизни религию уродов, не жалуйтесь теперь, потому что вы предатели родных богов и покровителей Родов славянских.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 13.02.2018, 02:49
    Гость: Ольга

    А все потому, что слишком часто переписывает свою историю, часто меняем истину на ложь! В своём доме порядок навести не можем, а лезем в чужой! Теперь уже и Валентин нам жить мешает!?... Ну вы и даете!!!!
    Ничего плохого нет в этом празднике!Плохо с Мозгом у тех людей , которым везде мерещатся люди упавшие нравственно из-за дня всех влюблённых...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Читайте также

Первый праздник — в честь Папы Римского

Почитание Святого Климента стало одним из символов независимости Руси

23 февраля: сохранить, отменить или усилить Мономахом?

Традиции нужно уважать. Но и историческую правду – тоже
Материалы по теме
  • «Русские обряды и обычаи». Автор-сост. Н.А. Юдина. М., «Вече», 2005
  • М.М. Громыко, А.В. Буганов «О воззрениях русского народа». М., «Паломник», 2007
  • Юлия Мизун, Юрий Мизун «Русь ведическая». М., «АиФ Принт», 2004
  • Л.С. Лаврентьева, Ю.И Смирнов «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор». СПб, «Паритет», 2004
  • С.Д. Домников «Мать-земля и Царь-город. Россия как традиционное общество». М., «Алетейа», 2002
  • «Россия — это сама жизнь». Составитель Р. Балакшин. М., Сретенский монастырь, 2004
  • А. Некрылова «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII — начало XX века». СПб, «Азбука-Классика», 2004
  • А.П. Андреев, А.И. Селиванов «Русская традиция», М., «Алгоритм», 2004
  • А.В. Сергеева «Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность». М., «Флинта», «Наука», 2007
  • Г.В. Носовский, А.Т. Фоменко «Библейская Русь», М., «Римис», 2004
  • Г.В. Носовский, А.Т. Фоменко «Царь славян», М., «Астрель», АСТ, 2007.
Только на KM.RU

Православные священники, родноверы и специалисты по русскому фольклору — в спецрепортаже КМ ТV

Первый праздник — в честь Папы Римского
Первомай — праздник весны и труда? Или сатанистов и заговорщиков?
Россию развалили не в октябре, а в феврале 1917-го
Коляда: тайна слова и тайна праздника
8 марта и Пурим: двойное дно и незримая связь?
Что нам — карачун, древним славянам — праздник
Княгине Ольге — всеобщее почтение
 Видео
«И за ангелами в вышних славят Бога пастухи»
Масленица – наш русский карнавал
Масленица — наш русский карнавал
Праздник 1 апреля уходит корнями в русские традиции
Петр и Феврония: не влюбленность, а верность
 Видео
Великая сила крещенской воды
 Видео
Велесов день: мужикам сидеть дома!
 Видео
«В русском человеке есть особенное участие к празднику Светлого Воскресения»
 Видео
Россия бьет праздничные рекорды
Христианство и язычество — две стороны русского праздника
Татьянин день: гуляют все!
23 февраля: сохранить, отменить или усилить Мономахом?
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.