Первый праздник — в честь Папы Римского

Почитание Святого Климента стало одним из символов независимости Руси

Принятие святым равноапостольным князем Владимиром христианства по греческому обряду (согласно официальной исторической версии) вовсе не означало, как настаивают многие историки, автоматического духовного подчинения Руси Византии. В то же время нельзя не признать, что в Константинополе напрямую ставили своей задачей не только церковное подчинение Руси Константинопольскому патриарху, но и вассальные обязательства русских князей перед византийскими императорами.

Первым с этими византийскими тенденциями столкнулся сам князь Владимир, и повел себя он достаточно решительно. Мало того, что одним из условий крещения он поставил свою женитьбу на сестре правящего дуумвирата византийских императоров, Анне, чем поставил себя на одну доску с цареградскими владыками. До сих пор в такой чести византийские императоры отказывали даже своим, казалось бы, равноправным «коллегам» – германским императорам Священной Римской империи.

Князь Владимир (megabook.ru)

Более того, Владимир не пустил в Киев и назначаемых Константинополем митрополитов. Те хоть и считались главами Русской митрополии, но севернее Херсонеса – окраинного пункта византийских владений – долгие годы даже носа не казали. А церковными делами на Руси управлял совет епископов и настоятелей во главе со священником основанной Владимиром Десятинной церкви Анастасом, ранее херсонесским священником, сдавшим этот город Владимиру. Надо пояснить, что Херсонес как окраинный город Византии был для священников, впавших в немилость у византийских императоров или патриархов, традиционным местом ссылки. Очевидно, поэтому Анастас перешел на сторону русских, и с ним почти весь херсонесский клир перебрался на Русь. Ортодоксальных взглядов они явно не придерживались, ссориться на новом месте с местным населением, в основном придерживающимся языческих традиций, им было не с руки. Так что внедряли христианство они преимущественно мирными методами, а на языческие традиции в целом закрывали глаза.

Развалины античного Херсонеса (megabook.ru)

Как считается, ситуация поменялась где-то через полвека, когда новый киевский князь, Ярослав, попытался наладить продуктивные отношения с Константинополем и пустил в Киев митрополитом грека Феопемпта. Тогда же князь начал строительство собора Святой Софии, демонстрируя духовную лояльность Константинополю, где храм Святой Софии также был главным. Причем Ярослав заранее назвал храм «митрополичим», желая продемонстрировать свое уважение к прибывшему Феопемпту. Однако греки  такой лояльности не оценили и начали активно вмешиваться в русские дела, да еще и диктовать им, как вести себя на международной арене. Последовали конфликты – и военный, и духовный. В последнем русскую сторону представлял духовник князя Илларион, которого Ярослав после смерти Феопемпта без оглядок на Константинополь сам поставил митрополитом.

Храм Святой Софии в Константинополе (megabook.ru)

Именно Илларион, первый русский митрополит, и инициировал создание первого собственного русского церковного праздника – святого Папы Римского Климента (Климента I– апостола от 70, рукоположенного в предстоятели римской церкви, согласно Тертуллиану, святым Петром). Казненный, как считается, на рубеже I-IIвв. по приказу посланника императора Траяна, Папа Римский Климент признавался святым и в Риме, и в Константинополе, но особого культа ему ни на Западе, ни на Востоке создавать не собирались. Однако, что примечательно, одним из первых, начавших широкое прославление святого Климента, стал в VIIIв. один из великих славянских просветителей Кирилл! Именно он, прибыв в Херсонес (Корсунь по-древнерусски), напомнил местным жителям, что именно здесь был утоплен привязанным к якорю святой Климент. Кирилл же организовал розыск и обретение его мощей. Мечтой великого славянского просветителя было помещение обретенных мощей в христианском храме какого-либо из славянских племен, над просвещением которых он трудился. Но жизненные перипетии Кирилла сложились так, что мощи Климента оказались похоронены в церкви его имени в Риме, в которой был похоронен и сам Кирилл.

Однако как же вспомнили Климента в Киеве, если про него особо не вспоминали ни в Риме, ни в Константинополе (да и про Кирилла и его деятельность в этих обеих церковных столицах нечасто вспоминали)?

Версия такова: сторонниками национальной ориентации Русской Церкви, ярким представителем которых являлся Илларион, были ученики именно прибывших с Анастасом священнослужителей из Херсонеса. Херсонес после деятельности Кирилла оставался, пожалуй, единственным в Византии местом, где сохранялось почитание Климента. Более того, покидая с Анастасом и его сподвижниками завоеванный Херсонес, князь Владимир вывез с собой и остававшиеся в городе частицы мощей святого Климента. Понятно, что ни сами херсонесские священники, ни их ученики не могли быть сторонниками идеи раболепного подчинения Русской Церкви Константинополю. Не был им и первый русский митрополит Илларион.

Д.-Б. Тьеполо «Видение святого Климента» (megabook.ru)

Таким образом, можно сделать вывод, что благодаря князю Владимиру, херсонесским клирикам и митрополиту Иллариону день святого Папы Римского Климента стал первым собственным праздником Русской православной церкви. А сам Климент обрел почитание как первый из святых небесный защитник Земли Русской. Об этом, кстати, ярко и образно повествует «Слово на обновление Десятинной церкви», написанное, как принято считать, в середине XIв.

Святой Климент был почитаем русским народом многие поколения. Несколько столетий спустя, в грозные дни конца августа 1612 года, к осажденному в Кремле польскому гарнизону через Замоскворечье прорывались на подмогу полки гетмана Яна Ходкевича. Ожесточенные бои развернулись у храма святого Папы Римского Климента – Климентовского острожка, как его тогда называли (сегодня храм располагается на Пятницкой улице). Удерживали там врага даже не ополченцы Минина и Пожарского, а «воровские» (т. е. вольные, не состоящие на государственной службе) казаки. Свято веруя, что «святой Климентий не выдаст», они отбили все атаки «польских людей» и не дали им пробиться на соединение с кремлевским гарнизоном.  Именно у Свято-Климентовской церкви началось освобождение от польско-литовских захватчиков.

Комментарии читателей

Последние комментарии

Все комментарии (107)

23.08.2019, 19:06
Гость: Екатерина

. . и ты серьезно думаешь , что то что написал , принесет тебе пользу ? А чего боишься ? Вся власть на Земле и так в ваших руках , но пишите . .

18.08.2019, 20:17
Гость: Лигейя

При чем тут Рим к славянским богам? Какой Рим вы имеете в виду Христианско Католический?
Христиане заняли Рим. И претензии ваши к христианству? Настоящие римские боги были до христианства и ни на какую другую страну не относились. А если у вас были боги Родов славянских то и радейте о них. Рим вас не трогал.и не надо вещать о римских реалиях,
Вас там не было и говорите о том , что Вы своими глазами видели и не выдумывайте .

29.10.2018, 17:22
Гость: Екатерина

как приятно читать, люди, давайте вспоминать наши праздники, РОДные!!

Читайте также

8 марта и Пурим: двойное дно и незримая связь?

Авторы Новой хронологии предлагают неожиданную трактовку библейских событий

Перунов день — праздник воинов

Перун-Громовержец считался главным богом славянского языческого пантеона
Материалы по теме

Православные священники, родноверы и специалисты по русскому фольклору — в спецрепортаже КМ ТV

]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.