• Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → Фронт-проекты → Русские праздники как отражение духа народа → Христианство и язычество — две стороны русского праздника
12 апреля – день победы русского разума и воли
4 ноября — страшный праздник для олигархов
7 ноября — дата, требующая переосмысления
12 июня: праздник не страны, а лично Ельцина
 Видео
«Валентинов день» прикрывает языческий срам?
Иностранцы: «Важные события веселее отмечать в России!»
 Видео
За что Господь дал Николе Угоднику два праздника
 Видео
Кто и почему пытается принизить нашу Победу
День князя Святослава: праздник, достойный возрождения!
Дед Мороз против Санта-Клауса
 Видео
Хэллоуин: зачем в России насаждают западное неоязычество?
Пятница — священный день славян
Русские забавы: от лапты до кулачного боя
Русский праздничный наряд — это состояние души
«Пришлите нам таких учителей!»
Праздничный стол: какой же русский не любит вкусной еды!
Праздник Ивана Купалы: очищение огнем и водой
Русь — вотчина Пресвятой Богородицы
Перунов день — праздник воинов

Русские праздники как отражение духа народа

Христианство и язычество — две стороны русского праздника

Многогранность и богатство духовной культуры русского народа наглядно проявляются в самых различных формах, в т. ч. в системе традиционных для него праздников.

Причем история подавляющего большинства этих праздников имеет глубочайшие исторические традиции, уходящие еще в дописьменные времена. Особо показательным  является сочетание как праздников, пришедших к нам из древних языческих эпох, так и пришедших уже после принятия христианства, но обретших подлинно народные корни. При этом зачастую многие языческие праздники приняли христианское толкование, да и многие христианские торжества, со своей стороны, в глубине своей уходят в во времена, весьма отдаленные от христианской эры.

В.М.Васнецов «Встреча Олега с кудесником»

Именно поэтому представляется неверным, когда историки и культурологи противопоставляют эпоху древнего язычества и пришедшую ей на смену эпоху христианства, а то и делают их антагонистичными друг другу. А этим грешат многие из них, в т. ч. и считающие себя патриотами, причем как православные, так и т. н. неоязычники.

Как справедливо указывал в этом случае великий русский историк-патриот Аполлон Григорьевич Кузьмин, «необходимо помнить, что термин «язычество»  имеет славянское происхождение (от древнерусского «язык» - «народ») и появился уже после принятия христианства, когда христианские проповедники стали называть «язычниками» все нехристианские политеистические культы. Основной смысл язычества как религиозного культа заключается в объяснении отношений человека с природой. При этом отношения с природой не менялись веками, а потому многие дохристианские верования, представления и приметы сохранились вплоть до ХХ столетия. Христианство же выведет на первый план проблемы социальных отношений. И во все эти века христианство так или иначе будет сосуществовать с языческими верованиями, поскольку нельзя отменить ни отношения человека с природой, ни отношения между людьми».

В литературе, начиная с XIХ века, много говорится о «двоеверии». Термин этот, конечно, несколько режет ухо: слишком уж созвучен с «двоедушием», а то и с «двурушничеством». На самом же деле речь идет о весьма своеобразном пересечении в русской истории языческих и христианских традиций, и в первую очередь это касается празднеств. Во многом это объясняется самой спецификой принятия Русью христианства. Вопреки достаточно примитивному и назойливому толкованию, что его приняли чуть ли не в один день, причем именно от «греков», процесс этот на деле протекал более сложно. Но, что важно, протекал он именно в русле т. н. традиции Кирилла и Мефодия. Упомянутый Аполлон Кузьмин объяснял: «Кирилло-мефодиевская традиция – это особое течение в христианстве, которое учитывает своеобразие славянского мировоззрения и совмещает в себе черты различных христианских учений». А христианство проникало на Русь в разное время (в т. ч. и за более чем столетие до крещения Руси князем Владимиром) и разными путями. И на первых этапах явно отличалось от византийского, а тем более римского. Напомним, что первый византийский митрополит, Феопемпт, появился в Киеве только в 1037 году – почти через полвека после «официального» крещения.

Кирилл и Мефодий (megabook.ru)

А без него управлялись собраниями избранных епископов и настоятелей первых монастырей и храмов, во главе с Анастасом - настоятелем Десятинной церкви в Киеве. Последний, напомним, мало того что изменил Византии и сдал Херсонес князю Владимиру, но и явно весьма вольно относился и к ортодоксии Константинопольского патриархата. И проявлялось это в первую очередь в высокой терпимости к христианам, придерживающимся иных толкований, кроме греческого и римского, а также в терпимости к языческим традициям.

В результате такой политики либо христианство шло навстречу языческим традициям населения, в ряде случаев сохраняя не только даты праздничных дней, но и связанные с ним обряды, либо, наоборот, язычество приспосабливалось к новым, христианским праздникам.  Выдающийся русский советский археолог и историк, академик РАН Борис Рыбаков в своей книге «Язычество древней Руси» пишет: «Месяц март, являвшийся долгое время началом нового года по церковному счету, открывал собою целую серию разнообразных обрядов, начиная от выпечки из теста весенних жаворонков 9 марта и кончая праздником первых всходов яровых хлебов 2 мая. Главным мартовским праздником была масленица, праздновавшаяся в языческие времена, по всей вероятности, в дни весеннего равноденствия около христианского праздника благовещения (25 марта по юлианскому календарю, 7 апреля – по григорианскому. – Прим. ред.).

Борис Рыбаков (megabook.ru)

Весенние празднества должны были быть прикреплены к солнечной фазе, и только христианский пост, начало которого падало то на февраль, то на март, оттеснил языческую масленицу за пределы ее исконного места в календаре.

К числу летних русальских праздников, по всей вероятности, относился и «семик» (четверг седьмой недели по Пасхе), который следует отождествить с «Ярилиным днем», приурочиваемым к 4 июня (по григорианскому календарю. – Прим. ред.)».

http://palekh.narod.ru/win/golik_ii.htm

И.И.Голиков «Семик», шкатулка (palekh.narod.ru)

Предлагаемая ниже таблица наглядно иллюстрирует тождественность многих христианских и языческих дат (в таблице представлены даты григорианского календаря), составляющую неповторимую природу русского праздника.

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru
Комментарии читателей
Оставить комментарий

Последние комментарии

Все комментарии (107)

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 23.08.2019, 19:06
    Гость: Екатерина

    . . и ты серьезно думаешь , что то что написал , принесет тебе пользу ? А чего боишься ? Вся власть на Земле и так в ваших руках , но пишите . .

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 18.08.2019, 20:17
    Гость: Лигейя

    При чем тут Рим к славянским богам? Какой Рим вы имеете в виду Христианско Католический?
    Христиане заняли Рим. И претензии ваши к христианству? Настоящие римские боги были до христианства и ни на какую другую страну не относились. А если у вас были боги Родов славянских то и радейте о них. Рим вас не трогал.и не надо вещать о римских реалиях,
    Вас там не было и говорите о том , что Вы своими глазами видели и не выдумывайте .

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 29.10.2018, 17:22
    Гость: Екатерина

    как приятно читать, люди, давайте вспоминать наши праздники, РОДные!!

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 15.04.2018, 08:50
    Гость: Гость Елена

    Понаберут на флот детей с их детскими христианскими представлениями о мире. А между тем, ведические праздники и боги были изначальными. Только не надо их искать в извращенном и упадочническом Риме. Все истоки на севере, а там ни разврат, ни кровавые жертвоприношения не практиковались.Взяли за основу жизни религию уродов, не жалуйтесь теперь, потому что вы предатели родных богов и покровителей Родов славянских.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 13.02.2018, 02:49
    Гость: Ольга

    А все потому, что слишком часто переписывает свою историю, часто меняем истину на ложь! В своём доме порядок навести не можем, а лезем в чужой! Теперь уже и Валентин нам жить мешает!?... Ну вы и даете!!!!
    Ничего плохого нет в этом празднике!Плохо с Мозгом у тех людей , которым везде мерещатся люди упавшие нравственно из-за дня всех влюблённых...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Читайте также

«Валентинов день» прикрывает языческий срам?

Даже католическая церковь относится к этому празднику весьма скептически
Масленица – наш русский карнавал

Масленица — наш русский карнавал

С приходом православия древний славянский праздник стал еще масштабнее
Материалы по теме
  • «Русские обряды и обычаи». Автор-сост. Н.А. Юдина. М., «Вече», 2005
  • М.М. Громыко, А.В. Буганов «О воззрениях русского народа». М., «Паломник», 2007
  • Юлия Мизун, Юрий Мизун «Русь ведическая». М., «АиФ Принт», 2004
  • Л.С. Лаврентьева, Ю.И Смирнов «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор». СПб, «Паритет», 2004
  • С.Д. Домников «Мать-земля и Царь-город. Россия как традиционное общество». М., «Алетейа», 2002
  • «Россия — это сама жизнь». Составитель Р. Балакшин. М., Сретенский монастырь, 2004
  • А. Некрылова «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII — начало XX века». СПб, «Азбука-Классика», 2004
  • А.П. Андреев, А.И. Селиванов «Русская традиция», М., «Алгоритм», 2004
  • А.В. Сергеева «Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность». М., «Флинта», «Наука», 2007
  • Г.В. Носовский, А.Т. Фоменко «Библейская Русь», М., «Римис», 2004
  • Г.В. Носовский, А.Т. Фоменко «Царь славян», М., «Астрель», АСТ, 2007.
Только на KM.RU

Православные священники, родноверы и специалисты по русскому фольклору — в спецрепортаже КМ ТV

Первый праздник — в честь Папы Римского
Первомай — праздник весны и труда? Или сатанистов и заговорщиков?
Россию развалили не в октябре, а в феврале 1917-го
Коляда: тайна слова и тайна праздника
8 марта и Пурим: двойное дно и незримая связь?
Что нам — карачун, древним славянам — праздник
Народные праздники как элемент патриотического воспитания
Княгине Ольге — всеобщее почтение
 Видео
«И за ангелами в вышних славят Бога пастухи»
Масленица – наш русский карнавал
Масленица — наш русский карнавал
Праздник 1 апреля уходит корнями в русские традиции
Петр и Феврония: не влюбленность, а верность
 Видео
Великая сила крещенской воды
 Видео
Велесов день: мужикам сидеть дома!
 Видео
«В русском человеке есть особенное участие к празднику Светлого Воскресения»
 Видео
Россия бьет праздничные рекорды
Татьянин день: гуляют все!
23 февраля: сохранить, отменить или усилить Мономахом?
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.