В России отметили 205-летие со дня рождения великого русского поэта М.Ю.Лермонтова
Изображение с сайта wikimedia.org
Правнучатый племянник поэта, восстанавливающий подмосковную Лермонтовскую усадьбу Середниково, президент ассоциации, объединившей ныне живущих членов рода, рассказал нам, что для него главный праздник – фестиваль «ПАРУС СУДЬБЫ», посвященный юбилейной дате, был организован Ассоциацией «Лермонтовское наследие» и прошел 24-28 июля совместно с Государственным музеем-заповедником М.Ю.Лермонтова в Пятигорске при поддержке Минкультуры России в рамках Нацпроекта «Культура».
В фестивале народного творчества по произведениям М.Ю. Лермонтова приняли участие члены рода Лермонтовых из разных уголков России, представители шотландской ветви рода – Лермонты, лермонтоведы из Китая, приглашенные актеры, певцы, танцоры и художники прозвучали звуки шотландской волынки.
Гостеприимный Кавказ подарил выступления своих лучших народных коллективов.
Местные танцевальные коллективы «Исток» и «Золотое руно» поражали воображение зрителей яркими национальными костюмами, сложными трюками и опасными поединками на кинжалах. Фольклорный ансамбль «Алибек» продемонстрировал мастерство многоголосного хорового пения и игру на кавказских трещётках «пхачи́чах».
Настоящим сюрпризом стало внезапное появление на концерте китайской делегации. Известные артисты, поэты, художники и лермонтоведы из самых разных провинций Поднебесной приехали в Пятигорск, чтобы познакомиться с богатой культурой Северного Кавказа и посетить Лермонтовские места.
Глава делегации госпожа Лю Ли прочитала на родном языке отрывки из стихотворений «Родина» и «Когда волнуется желтеющая нива».
Именно признание председателя КНР Си Цзиньпина в любви к поэзии М.Ю.Лермонтова и особенно стихотворению «Парус» как символу движения наших народов к сообществу единой судьбы стало основой названия фестиваля «ПАРУС СУДЬБЫ».
По словам директора государственного музея-заповедника Лермонтова Ирины Сафаровой, сегодня в Китае очень популярно имя Лермонтова, а китайские исследователи занимаются популяризацией лермонтовского наследия.
Михаил Лермонтов. Стоп-кадр из видео в YouTube
Мероприятия фестиваля реализовали замысел организаторов о популяризации творчества М.Ю. Лермонтова, сохранение единого культурного пространства и наследия многонационального народа России, изучение богатейшей её истории, воспитание молодежи на величайших всемирно признанных достижениях отечественной культуры, развитие международных культурных связей.
В рамках фестиваля прошла научно-практическая конференция «Сохранение и приумножение культурного достояния народов Кавказа», в городском Доме культуры Железноводска прошел круглый стол «Международное сотрудничество в популяризации памятных лермонтовских мест», в Государственном музее-заповеднике М.Ю. Лермонтова представили спектакль по Ю. Нагибину «Заступница» с участием заслуженных артистов России Любови и Валерия Черняевых, состоялся показ фильма Максима Превезенцева «Шотландский ветер Лермонтова».
Михаил Лермонтов сообщил ТАСС, что планирует сделать фестиваль «ПАРУС СУДЬБЫ» ежегодным и вовлечь в него представителей республик Северного Кавказа.
Стоп-кадр из видео в YouTube
Юбилейный год был наполнен и другими не менее значимыми событиями.
Так, в аэропорту Минеральных Вод прошло торжественное открытие памятника поэту. На протяжении дня в аэропорту города, кроме объявлений о вылете или посадке самолетов, можно было услышать стихи Михаила Лермонтова.
Ранее воздушной гавани было присвоено имя поэта по итогам проекта «Великие имена России».
Усадьба Середниково. Фото с сайта serednikovo.su
Официальный портал мэра Москвы опубликовал также список любимых мест столицы поэта и писателя, сообщает «Вечерняя Москва».
Михаил Лермонтов родился в 1814 году в доме генерала Карла Толя у Красных ворот. Это здание не сохранилось до наших дней. В честь поэта в 1941 году площадь, на которой находился дом, переименовали в Лермонтовскую. Спустя 20 лет на ней писателю установили памятник.
Еще одним «лермонтовским» местом считается церковь Симеона Столпника на Поварской улице. Именно сюда поэт иногда ходил со своей бабушкой на службы. Свои первые стихи Лермонтов написал в усадьбе, которая также находится на Поварской. Этот дом стал его первым московским пристанищем после возвращения с Кавказа, где он провел часть детства.
В начале 1900-х деревянный дом был разрушен. На его месте возникло здание в неоклассическом стиле, в котором располагался доходный дом Баскакова. Также здесь провел последние дни перед эмиграцией писатель Иван Бунин.
Из дома на Поварской Лермонтов переехал в жилище на Малой Молчановке - деревянное одноэтажное здание в стиле ампир. Здесь он с бабушкой прожил три года - с 1829 по 1832. За это время он создал примерно 200 лирических стихотворений, 17 поэм и три драмы. Сейчас в этом здании располагается Дом-музей Лермонтова.
Фото с сайта mos.ru
Также в список лермонтовской Москвы вошли университет на Моховой улице, Дом Благородного собрания (Большая Дмитровка), Литературный салон Свербеевых (Страстной бульвар), особняк Смирнова (Тверской бульвар), Погодинская изба (Погодинская улица) и Большой театр (Театральная площадь).
Комментарии читателей Оставить комментарий
У бабушки поэта Арсеньевой золотоордынские корни. Об этом тоже надо говорить.
Он писал, что латышей. У многих латышей были немецкие имена и фамилии. А после изгнания немцев при диктаторе Ульманисе в конце 30-х, большинство принялось переиначивать свои фамилии на латышский лад.
немцев, а не латышей.
Почему-то зацикливаются на первой строчке: Прощай, немытая Россия...". Наверно, в то время многие народы были "немытыми". Может, исключая Японию. Минуты огорчения, разочарования тоже могли быть, досада от того, что это-"страна рабов, страна господ", да еще без нефти, за которую все можно купить, от всесилия "голубых мундиров", преданного им народа. Стремление скрыться за стеной Кавказа "от твоих пашей", поелику никакого конституционализма, представительных институтов, прав и свобод не было. В этом тоже - любовь к Отчизне. Любит то ее поэт "странною любовью", не сказки и предание да прочую , уже не актуальную лабуду, а "ее степей холодное молчанье, ее лесов безбрежных колыханье, разливы рек, подобные морям...". В конце-концов, " и в праздник вечером росистым, смотреть до полночи готов на пляску с топаньем и свистом под говор пяных мужичков". Да, одно другому не противоречит: веселые мужички в целом , пусть и не полные, да рабы. Восторг у поэта это не вызывало.Живи он сейчас, тоже, наверно, многое не нравилось бы, а любовь к Отчизне оставалась.
Всё дело в Эмилиии Верзилиной, да и М.Ю.Лермонтов был не очень сдержан на язык.