Решение построить «российскую Кремниевую долину» чуть западнее МКАД, в Сколково, близ элитных рублевских особняков критически оценивается экспертами еще и по той причине, что инноград строится под самым боком у Москвы – в двух километрах от Московской кольцевой. А состояние измученной в т. ч. транспортными проблемами Москвы нынче таково, что ее необходимо незамедлительно разгружать, иначе столица попросту захлебнется от многократной перегрузки жизненного пространства. Вместо этого нагрузку (прежде всего – опять-таки транспортную) в виде, по сути, элитного закрытого поселка, который в перспективе будет расти и развиваться,лишь увеличивают. Как шутят жители столичного района Кунцево, это можно делать, если только предположить, что Москва сделана из инновационной нанорезины, которую можно растягивать до бесконечности.

Московский район Кунцево (kuntsevo-portal.ru)
Район Кунцево упомянут не случайно. Он находится в непосредственной близости от Минского и Сколковского шоссе – основных магистралей, которые на сегодняшний день связывают Москву и будущий инноград. В перспективе чиновники планируют построить отдельную трассу на этом направлении. Правда, рассчитывать хотя бы на качественную работу не особо приходится. Предыдущая попытка построить отдельное шоссе закончилась крахом: автомобильная дорога, ведущая в инновационный центр «Сколково» от МКАД, была открыта в июне 2010 года. Строительство автодороги протяженностью всего-навсего 5,34 км обошлось государству в без малого 6 млрд руб., однако буквально через 9 месяцев ей потребовался капитальный ремонт. Проверка состояния дороги была проведена по поручению первого вице-премьера России Игоря Шувалова. Она, в частности, обнаружила, что по всей протяженности трассы износился асфальт, мост через реку Сетунь деформирован, на пешеходном переходе провалилось покрытие, а в тоннеле подтекает вода. Сейчас дорогу пытаются перестроить, однако пока точно не известно, когда работы будут закончены.

Игорь Шувалов (megabook.ru)
Так или иначе, но понятно, что это направление перегружено. В будние дни, особенно в период с сентября по май, загруженность дорог в этом месте, согласно оценкам специализирующихся на информации о пробках порталов, составляет 7-8 баллов из 10 возможных. Т. е. состояние предкритическое.
Более того, и власти Московской области предупреждают, что открытие центра «Сколково» может спровоцировать транспортный коллапс на Минском шоссе. В частности, губернатор Подмосковья Борис Громов в одном из телеинтервью заявил: «Все основные трассы, и федеральные, и региональные, которые входят в Москву (а их 18), надо расширять. Например, после 33-го км на Минском шоссе нет проблем с транспортом, но до 33-го км, с учетом что будет «Сколково», – это катастрофа полная».

Борис Громов (mosreg.ru)
Впрочем, по словам Громова, не факт, что даже упомянутое расширение трасс спасет ситуацию. Единственно верное решение губернатор видит в строительстве ЦКАД – Центральной кольцевой автодороги. За основу будущей дороги взята т. н. «бетонка», проходящая примерно в 50 км от Москвы. По задумке авторов этой идеи, главная задача новой кольцевой дороги – помочь разгрузить МКАД и все связанные с Москвой дороги. Планируется, что новая магистраль будет иметь общую протяженность порядка 520 км с 4-8 полосами движения. На трассе, как предполагается, появится 31 развязка и около 180 мостов и тоннелей. Проще говоря, главная идея заключается в том, что основной массив грузоперевозок будет осуществляться не через Москву, а по этой магистрали: кольцо позволит ограничить движение большегрузного и транзитного транспорта в черте Москвы и на подъездах к столице, что, с учетом будущей стройки в Сколково, просто жизненно необходимо, иначе все встанет окончательно и бесповоротно. Эксперты уже шутят: «Строительство ЦКАД – это строительство дороги жизни».
Правда, существует в этом проекте и множество минусов, причем существенных. Так, по предварительной оценке, затраты на строительство ЦКАД составят порядка 470 млрд руб.
Чиновники для реализации проекта приняли решение о финансировании по схеме «государство + частный капитал». Поэтому образованное для реализации проекта ОАО «Центральная кольцевая автомобильная дорога» уже постановило, что проезд по ЦКАД будет платным, стоимость которого составит для легкового транспорта 3-5 руб. за км, для грузового транспорта – около 10 руб. за км. В этом случае, помимо тех огромных средств, которые выделяются собственно на создание иннограда, придется дополнительно потратить деньги на банальную доставку тех же стройматериалов к месту строительства будущего иннограда. Причем платить за это будет опять-таки само государство из бюджета, т. к. сам проект «Сколково» получил существенные налоговые и финансовые льготы.
Более того, предполагаемые сроки завершения строительства – 2025 год, а «Сколково», по словам чиновников, начнет функционировать уже в ближайшие годы; следовательно, транспортного коллапса в Москве избежать никак не удастся.
За чей счет будут жить в «Сколково» иностранцы?
Есть и другая проблема, связанная со строительством иннограда в Сколково, образно выражаясь, в двух шагах от Москвы. Это - жилищная проблема. Строительство наукограда в Сколково может существенно повысить и, скорее всего, повысит и без того заоблачные цены на недвижимость в этом престижном районе Подмосковья. По мнению руководителя отдела стратегического консалтинга и оценки, партнер Агентства элитной недвижимости Intermark Savills Дмитрий Халин, район Сколковского шоссе по стоимости элитного жилья давно является одним из лидеров ближнего Подмосковья и вполне сопоставим с Рублевкой. «Это место (район Сколково. - Прим. ред.) всегда было статусным и дорогим, - говорит г-н Халин. - Его престиж изначально был обусловлен расположением дач высшего партийного руководства СССР в районе Заречья. Здесь расположены такие поселки, как «Кунцево-4», «Кунцево-9», «Осень», «Родники», «Сетунька».
Нетрудно предположить, что строительство иннограда международного размаха лишь подстегнет цены – точно так же как это, к примеру, происходит в охваченном олимпийской стройкой Сочи.
Казалось бы, рост цен на элитную недвижимость в Подмосковье – проблема не простых смертных, а тех, кто покупает такую недвижимость. Так, да не совсем так.
Спрашивается, как станут обустраиваться в «Сколково» иностранцы (а ведь именно они будут на первых порах составлять основной контингент сотрудников иннограда)? Кто будет оплачивать им жилье, стоимость которого, весьма вероятно, превысит цены Рублевки? Их собственные фирмы? Не факт, что они согласятся на такие расходы: к примеру, стоимость жилья и жизни в целом в той же Кремниевой долине в десятки раз меньше, чем в Москве. А если эти иностранцы будут приезжать в «Сколково» с семьями, детьми? Или все будет оплачивать гостеприимная и хлебосольная российская сторона?
Первый заместитель руководителя администрации президента РФ и один из кураторов проекта «Сколково» Владислав Сурков ведь недаром говорит: «Лучшим людям (в «Сколково») будут даны самые лучшие условия. И они будут знать, что они – самые лучшие. Они будут знать, что они находятся в самом лучшем месте в России и в одном из лучших мест в мире».
Значит, не исключено, что и пребывание иностранцев в иннограде будет оплачено из российского бюджета. Хотя эти деньги можно и нужно было бы потратить на конкретных российских ученых и конкретные научные учреждения страны, существующие сегодня в режиме выживания.